Постановление Правительства Архангельской области от 19.09.2023 N 876-пп "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"



ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2023 г. в„– 876-пп

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 9 областного закона от 23 сентября 2008 года в„– 562-29-ОЗ "О бюджетном процессе Архангельской области" Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - основные направления бюджетной и налоговой политики).
2. Исполнительным органам государственной власти Архангельской области руководствоваться основными направлениями бюджетной и налоговой политики при формировании областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области обеспечить реализацию основных направлений бюджетной и налоговой политики.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности
председателя Правительства
Архангельской области
Е.В.АВТУШЕНКО





Утверждены
постановлением Правительства
Архангельской области
от 19.09.2023 в„– 876-пп

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024
ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

I. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики

Основные направления бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - бюджетная и налоговая политика) разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 9 областного закона от 23 сентября 2008 года в„– 562-29-ОЗ "О бюджетном процессе Архангельской области".
Бюджетная и налоговая политика в предстоящем периоде сохранит преемственность приоритетов предыдущих бюджетных циклов и будет нацелена на обеспечение социально-экономического развития Архангельской области, в том числе за счет достижения целей и решения ключевых задач, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и программными документами.
В целом бюджетная и налоговая политика в среднесрочной перспективе ориентирована на решение следующих ключевых задач:
обеспечение сбалансированности областного бюджета с учетом соблюдения ограничений в отношении уровня государственного долга Архангельской области и дефицита областного бюджета;
сохранение долгосрочной устойчивости экономики и бюджетной системы Архангельской области в условиях изменения геополитической обстановки и ее влияния на экономическую ситуацию, развитие региональной доходной базы, привлечение инвестиций в экономику Архангельской области;
приоритезация и повышение эффективности бюджетных расходов, обеспечение соответствия объема расходных обязательств Архангельской области имеющимся финансовым источникам.
В соответствии с общими требованиями к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года в„– 574, при бюджетном планировании используется базовый вариант прогноза социально-экономического развития Архангельской области.
Решение задач социально-экономического развития будет осуществляться с применением программно-целевого бюджетного планирования на основе государственных программ Архангельской области с учетом:
инвентаризации действующей структуры государственных программ Архангельской области, а также реализуемых в их составе мероприятий (результатов);
перехода государственных программ Архангельской области на новую систему управления, соответствующую подходам и принципам системы управления государственными программами Российской Федерации;
долгосрочных целей социально-экономического развития Архангельской области, учитывающих в том числе приоритизацию направлений развития исходя из национальных целей развития Российской Федерации;
показателей, характеризующих достижение национальных целей развития в соответствии с Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерацией на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года;
показателей национальных проектов, установленных в соглашениях о реализации соответствующих федеральных проектов на территории Архангельской области и о предоставлении субсидий из федерального бюджета, а также целевых показателей, установленных в соглашениях о реализации соответствующих государственных программ Российской Федерации на территории Архангельской области.
При этом должен быть сохранен охват государственными программами Архангельской области всех направлений социально-экономического развития Архангельской области и основной части бюджетных ассигнований, обеспечено эффективное, своевременное и полное освоение предусмотренных бюджетных средств, а также выполнение показателей и результатов, предусмотренных соглашениями о реализации соответствующих федеральных проектов на территории Архангельской области и о предоставлении субсидий из федерального бюджета.
Исполнительным органам государственной власти Архангельской области необходимо продолжить реализацию следующих задач:
обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Архангельской области, в том числе за счет совершенствования налогового законодательства Архангельской области, сохранения и развития налогооблагаемой базы, улучшения качества администрирования доходов, легализации "теневой" заработной платы;
проведение ответственной бюджетной политики, в том числе за счет обеспечения эффективного и рационального использования имеющихся финансовых ресурсов, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом ограниченных финансовых возможностей областного бюджета;
безусловное исполнение установленных законодательством социальных обязательств перед гражданами и дальнейшее повышение эффективности предоставления мер социальной поддержки, в том числе за счет соблюдения принципа адресности и критерия нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки, повышения доступности и качества отдыха и оздоровления детей в Архангельской области, предоставления мер социальной поддержки участникам специальной военной операции и членам их семей;
финансовое обеспечение принятых расходных обязательств с учетом проведения мероприятий по их оптимизации, сокращению неэффективных и необоснованных расходов областного бюджета, концентрации имеющихся ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития, недопущение установления и исполнения расходных обязательств, не относящихся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
своевременное исполнение расходных обязательств, недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности областного бюджета, государственных бюджетных и автономных учреждений Архангельской области по первоочередным расходам;
улучшение инвестиционного климата Архангельской области, в том числе за счет содействия реализации инвестиционных проектов на территории Архангельской области, предоставления экономически эффективных налоговых льгот, снижения административных барьеров, развития государственно-частного партнерства, создания иных благоприятных условий для деятельности хозяйствующих субъектов;
проведение взвешенной долговой политики, в том числе за счет реализации комплекса мер, направленных на обеспечение потребности Архангельской области в заемном финансировании, своевременное исполнение государственных долговых обязательств при минимизации расходов на их обслуживание, поддержание объема и структуры обязательств, исключающих их неисполнение;
совершенствование межбюджетных отношений, в том числе в связи с изменениями законодательства в сферах межбюджетных отношений и организации местного самоуправления;
обеспечение прозрачности и открытости государственных финансов, в том числе за счет регулярной публикации на официальных сайтах и страницах актуальной информации, связанной с формированием и исполнением областного бюджета, повышения качества "Бюджета для граждан", представления и регулярной актуализации материалов на едином портале бюджетной системы Российской Федерации и официальном сайте для размещения информации о деятельности государственных и муниципальных учреждений;
повышение эффективности процессов планирования и исполнения областного бюджета, в том числе за счет проведения мониторинга качества финансового менеджмента, совершенствования системы обоснования бюджетных ассигнований, дальнейшего развития казначейского обслуживания исполнения областного бюджета;
продолжение цифровой трансформации бюджетного процесса, в том числе за счет расширения электронного документооборота между его участниками;
продолжение на принципах проектного управления реализации региональных проектов, в том числе с учетом проведения инвентаризации и совершенствования системы региональных проектов, реализуемых на территории Архангельской области;
совершенствование системы целевых статей расходов областного бюджета, в том числе во взаимосвязи с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области, соглашений, являющихся основанием возникновения расходных обязательств Архангельской области и (или) определяющих порядок исполнения и финансового обеспечения расходных обязательств Архангельской области;
исполнение обязательств Архангельской области по соглашению о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Архангельской области, в том числе соблюдение установленных Правительством Российской Федерации нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти Архангельской области.

II. Приоритеты в сфере формирования доходного потенциала

Приоритеты налоговой политики направлены:
на создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей устойчивость консолидированного бюджета Архангельской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
на привлечение инвестиций в экономику Архангельской области за счет создания благоприятных условий для деятельности хозяйствующих субъектов.
Налоговая политика должна быть нацелена на увеличение доходного потенциала консолидированного бюджета Архангельской области, сохранение социальной и финансовой стабильности, создание условий для устойчивого социально-экономического развития и строиться с учетом изменений законодательства Российской Федерации при одновременной активизации работы органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее - органы местного самоуправления) и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по изысканию дополнительных источников доходов областного бюджета и местных бюджетов.
Достижению целей должны способствовать следующие основные направления:
стимулирование инвестиционной деятельности через механизм стандартных налоговых льгот, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе через применение инвестиционного налогового вычета для отдельных видов экономической деятельности, налоговых льгот для резидентов Арктической зоны Российской Федерации, территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Архангельской области, установление льгот для организаций, осуществляющих реализацию региональных инвестиционных проектов, масштабных инвестиционных проектов, приоритетных инвестиционных проектов на территории Архангельской области;
поддержка субъектов малого бизнеса через предоставление пониженных ставок налога при применении упрощенной системы налогообложения в отдельных сферах экономической деятельности, в том числе производственной направленности, информационных технологий, туризма;
продолжение действия нормы по установлению для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, налоговой ставки 0 процентов по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению;
содействие вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность и сокращению неформальной занятости, в том числе путем перехода граждан на применение налога на профессиональный доход;
осуществление администраторами доходов консолидированного бюджета Архангельской области контроля за своевременностью и полнотой перечисления в бюджетную систему налогов и неналоговых платежей, усиление претензионно-исковой работы с неплательщиками и осуществление мер принудительного взыскания задолженности;
взаимодействие органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления с налоговыми органами в целях повышения качества администрирования платежей и сокращения недоимки;
проведение мероприятий по выявлению, постановке на налоговый учет и привлечению к налогообложению субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в иных субъектах Российской Федерации, имеющих имущественные объекты и рабочие места на территории Архангельской области, а также субъектов предпринимательской деятельности, использующих незаконные схемы оплаты труда и привлекающих рабочую силу без надлежащего оформления трудовых отношений;
проведение ежегодной оценки эффективности налоговых расходов с последующим формированием предложений по сокращению или отмене неэффективных налоговых льгот и преференций, пересмотр условий их предоставления;
применение механизма рейтинговой оценки муниципальных образований Архангельской области на основе оценки результатов взаимодействия налоговых органов и органов местного самоуправления;
отстаивание интересов Архангельской области при рассмотрении и обсуждении проектов федеральных законов и проектов иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам налоговой и бюджетной политики;
уточнение перечня объектов недвижимости для определения налоговой базы по налогу на имущество организаций на основе кадастровой стоимости в отношении административно-деловых и торговых центров, нежилых помещений, используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
продолжение работы органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления, направленной на расширение налоговой базы по имущественным налогам путем выявления имущества и земельных участков, которые до настоящего времени не зарегистрированы или зарегистрированы с неполным отражением сведений, необходимых для исчисления налогов;
продолжение работы по инвентаризации и оптимизации имущества казны Архангельской области и казны муниципальных образований Архангельской области;
активизация работы по вовлечению в хозяйственный оборот или приватизации неиспользуемых объектов недвижимости и земельных участков;
повышение эффективности управления государственными финансовыми и материальными вложениями в уставные капиталы хозяйствующих субъектов.

III. Приоритеты политики расходования бюджетных средств

Бюджетная политика в области расходов на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов будет направлена на достижение национальных целей и стратегических задач, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", документами стратегического планирования Архангельской области, с приоритетным финансовым обеспечением социально значимых расходных обязательств Архангельской области в условиях необходимости обеспечения сбалансированности областного бюджета.
Планирование и расходование бюджетных ассигнований должно осуществляться с учетом следующих принципов:
обеспечение достижения плановых результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов Российской Федерации, с учетом корректировки параметров, сроков и приоритетов национальных и федеральных проектов;
обеспечение установленных соотношений оплаты труда отдельных категорий работников согласно указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в„– 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года в„– 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 года в„– 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
повышение уровня минимального размера оплаты труда, обеспечение индексации заработной платы работников бюджетного сектора экономики, на которых не распространяются указы Президента Российской Федерации, а также работников некоммерческих организаций, функции и полномочия учредителей которых осуществляют исполнительные органы государственной власти Архангельской области, в случае, если порядками предоставления субсидий указанным некоммерческим организациям предусмотрены расходы на оплату труда работников данных некоммерческих организаций;
обеспечение индексации стипендий, социальных выплат, расходов на оплату питания и медикаментов в государственных учреждениях Архангельской области, коммунальных услуг, аренды и предоставление мер социальной поддержки, связанных с предоставлением льгот и субсидий населению по оплате жилищно-коммунальных услуг;
оптимизация инвестиционных расходов в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития, обеспечение реализации инфраструктурных проектов за счет бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, направление средств областного бюджета, высвобождаемых в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам, на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов;
оптимизация расходов на обслуживание государственного долга за счет максимального использования инструментов управления ликвидностью единого счета областного бюджета, привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета, участия в программе реструктуризации задолженности Архангельской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, привлечения коммерческих кредитных ресурсов в виде возобновляемых кредитных линий, взаимодействия с кредитными организациями по вопросу снижения процентных ставок за пользование кредитными ресурсами;
обеспечение конкуренции на рынке государственных услуг, в том числе путем расширения доступа негосударственных организаций к предоставлению государственных услуг за счет средств областного бюджета, развития механизмов привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг на конкурентной основе;
повышение результативности предоставления мер государственной поддержки отраслей экономики, в том числе за счет обеспечения обоснованности и прозрачности отбора получателей бюджетной поддержки, обеспечения контроля за выполнением условий предоставления средств областного бюджета и обеспечения ответственности за их нарушение;
сдерживание роста цен и тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для населения за счет возмещения недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования цен и тарифов на услуги коммунального комплекса, с обеспечением контроля за экономически обоснованными затратами регулируемых организаций;
оптимизация расходов областного бюджета, не относящихся к первоочередным и приоритетным расходным обязательствам;
повышение операционной эффективности использования бюджетных средств, в том числе за счет совершенствования процедур планирования и анализа бюджетных данных, а также совершенствования процессов внешних и внутренних коммуникаций субъектов бюджетного планирования.

IV. Направления развития и совершенствования межбюджетных
отношений

Развитие межбюджетных отношений с органами местного самоуправления будет направлено на поддержание устойчивого исполнения и сбалансированности местных бюджетов, повышение эффективности предоставления и использования межбюджетных трансфертов, повышение качества управления муниципальными финансами, в том числе:
сохранение ведущей роли нецелевых видов финансовой поддержки местных бюджетов для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Архангельской области;
заключение с органами местного самоуправления, получающими дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, а также осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления обязательств, предусмотренных указанными соглашениями;
осуществление мониторинга исполнения местных бюджетов, финансового обеспечения реализации указов Президента Российской Федерации и федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, сокращения просроченной кредиторской задолженности по принятым обязательствам, недопущения образования просроченной кредиторской задолженности по социально значимым направлениям, в первую очередь по оплате труда;
осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства, нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления;
проведение оценки долговой устойчивости муниципальных образований Архангельской области;
содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов за счет осуществления мониторинга и содействия деятельности органов местного самоуправления по развитию налогового потенциала, улучшению качества работы с налогоплательщиками, устранению неэффективных налоговых льгот, снижению неэффективных расходов, укрупнению поселений, не имеющих достаточного экономического потенциала;
распространение примеров "лучших практик" деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения муниципальных образований Архангельской области, по обеспечению открытости бюджетного процесса в муниципальных образованиях, оказание методической поддержки органам местного самоуправления по реализации изменений в законодательстве Российской Федерации и законодательстве Архангельской области;
содействие дальнейшему переходу на утверждение трехлетних местных бюджетов (на очередной финансовый год и на плановый период);
проведение оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных районах, муниципальных и городских округах Архангельской области;
соблюдение предельных сроков заключения соглашений о предоставлении местным бюджетам муниципальных образований Архангельской области целевых межбюджетных трансфертов;
обеспечение требования бюджетного законодательства об утверждении областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период распределения субсидий местным бюджетам (за исключением субсидий, распределяемых на конкурсной основе, а также субсидий за счет средств резервного фонда Правительства Архангельской области и субсидий, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты за счет резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации);
предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Архангельской области, бюджетам городских и сельских поселений Архангельской области с установлением значений результатов использования субсидий и обеспечением условий софинансирования расходных обязательств за счет средств местных бюджетов, применение мер ответственности за невыполнение условий предоставления субсидий;
перечисление межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета (если иное не установлено нормативными правовыми актами Правительства Архангельской области);
предоставление из областного бюджета единой субвенции местным бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Архангельской области на финансовое обеспечение переданных им отдельных государственных полномочий Архангельской области;
финансовое стимулирование преобразования муниципальных районов в муниципальные округа путем объединения поселений, входящих в состав муниципального района.
Работа по привлечению в Архангельскую область средств федерального бюджета, в том числе в рамках национальных и федеральных проектов, будет продолжена. При этом привлечение средств федерального бюджета должно происходить с учетом финансовых возможностей областного и местных бюджетов по обеспечению требуемого объема софинансирования, своевременного выполнения условий соглашений о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов в части достижения значений результатов их использования, соблюдения графика выполнения мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, обеспечения выполнения целевых показателей, установленных для Архангельской области в федеральных проектах.
Бюджетные взаимоотношения с Ненецким автономным округом регулируются Договором между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа о взаимодействии при осуществлении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным областным законом от 20 июня 2014 года в„– 138-9-ОЗ, а также нормативами зачисления доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, собираемых на территории Ненецкого автономного округа, на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".


------------------------------------------------------------------