Постановление Главы городского округа "Город Архангельск" от 03.10.2023 N 1588 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики городского округа "Город Архангельск" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"



ГЛАВА ГОРОДСКОГО ОКРУГА
"ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2023 г. в„– 1588

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК" НА 2024 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 3.2.3 Положения о бюджетном процессе в городском округе "Город Архангельск", утвержденного решением Архангельского городского Совета депутатов от 17 декабря 2008 года в„– 807, постановляю:

1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа "Город Архангельск" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
2. Опубликовать постановление на официальном информационном интернет-портале городского округа "Город Архангельск".

Глава городского округа
"Город Архангельск"
Д.А.МОРЕВ





Утверждены
постановлением Главы
городского округа
"Город Архангельск"
от 03.10.2023 в„– 1588

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД
АРХАНГЕЛЬСК" НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2025 И 2026 ГОДОВ

I. Общие положения

1. Основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа "Город Архангельск" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - бюджетная и налоговая политика) определяют основные цели, задачи и направления бюджетной и налоговой политики в области доходов и расходов городского бюджета, управления муниципальным долгом городского округа "Город Архангельск" (далее - город Архангельск) и являются основой для составления проекта городского бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
2. Основные направления бюджетной и налоговой политики определены с учетом Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 года в„– 117-р, Плана мероприятий по росту доходного потенциала Архангельской области на 2017 - 2024 годы, утвержденного распоряжением Правительства Архангельской области от 30 июня 2017 года в„– 243-рп, Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденными постановлением Правительства Архангельской области от 19 сентября 2023 года в„– 876-пп, а также с учетом текущей экономической ситуации и сложившейся геополитической обстановки.

II. Основные итоги бюджетной и налоговой политики
в 2022 году и I полугодии 2023 года

3. Основными результатами бюджетной и налоговой политики в 2022 году и в I полугодии 2023 года являются обеспечение сбалансированности и устойчивости городского бюджета, недопущение наращивания объема муниципального долга города Архангельска, обеспечение полного и своевременного исполнения долговых обязательств, отнесение города Архангельска к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
4. Для обеспечения исполнения городского бюджета Администрацией города Архангельска реализован комплекс мер, предусмотренных бюджетной и налоговой политикой, в частности:
обеспечение сбалансированности и устойчивости городского бюджета, в том числе в рамках реализации Программы обеспечения устойчивости городского бюджета на 2021 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Администрации городского округа "Город Архангельск" от 28 апреля 2021 года в„– 1550р;
ведение реестра источников доходов городского бюджета на основании перечня источников доходов Российской Федерации;
продолжение работы по повышению собираемости платежей в городской бюджет, проведение претензионной работы с неплательщиками, осуществление мер принудительного взыскания задолженности, списание безнадежной к взысканию задолженности;
проведение оценки эффективности налоговых расходов города Архангельска за 2021 год, направленной на повышение обоснованности, эффективности и рациональности использования инструментов налогового стимулирования, минимизацию риска неэффективных налоговых расходов города Архангельска;
стимулирование развития малого и среднего предпринимательства за счет снижения размера арендной платы по договорам аренды недвижимого муниципального имущества, сохранение льгот по налогу на имущество физических лиц, сохранение отсрочки по уплате платежей в городской бюджет от использования муниципального имущества, освобождения от арендной платы в отношении недвижимого муниципального имущества, используемого для организации общественного питания в общеобразовательных организациях, предоставление отсрочки по арендной плате по договорам аренды недвижимого муниципального имущества физическим лицам, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту либо заключившим контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, снижение размера платежей по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, продление моратория на проведение проверок в рамках осуществления муниципального контроля;
привлечение инвестиций и стимулирование инвестиционной деятельности на территории города Архангельска (в 2022 году продолжена реализация пять масштабных инвестиционных проектов в сфере строительства объектов жилищного фонда, в конце 2022 года еще два проекта признаны соответствующими критериям масштабного инвестиционного проекта, всего в рамках реализации семи масштабных инвестиционных проектов в сфере строительства предполагается привлечение порядка 19 млрд. рублей инвестиций, а также создание 52 рабочих мест; в результате установления налоговых льгот и административных преференций резидентам Арктической зоны Российской Федерации наблюдается рост предпринимательской активности в части создания новых производств, заключены соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности с 116 налогоплательщиками, зарегистрированными на территории города Архангельска);
вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов недвижимости и земельных участков, проведение комплексных кадастровых работ (в 2022 году зарегистрировано право собственности города Архангельска на 88 ранее выявленных "бесхозяйных" объектов, 2 421 объект недвижимого имущества и 86 земельных участков; по итогам проведения комплексных кадастровых работ в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения по 53 земельным участкам и 85 объектам капитального строительства, по данным Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Администрация города Архангельска является одним из лидеров региона по выявлению правообладателей);
осуществление муниципального земельного контроля и контроля за использованием муниципального имущества, сданного в аренду, а также переданного в оперативное управление или хозяйственное ведение муниципальным учреждениям и предприятиям города Архангельска (в 2022 году обследовано 52 земельных участка, проведена 31 проверка использования муниципального имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями, проверено 169 объектов недвижимого имущества, сданного в аренду);
привлечение в городской бюджет дополнительных межбюджетных трансфертов из федерального и областного бюджетов для софинансирования расходных обязательств города Архангельска;
заключение муниципального контракта на выполнение работ по разработке стратегии социально-экономического развития города Архангельска на период до 2035 года (далее - Стратегия) и плана мероприятий по ее реализации (Стратегия утверждена решением Архангельской городской Думы);
сохранение практики формирования "программного" бюджета (реализовывалось шесть муниципальных программ, по результатам оценки эффективности их реализации четыре программы имеют высокую степень эффективности, на выполнение муниципальных программ израсходовано 99 процентов всех расходов городского бюджета);
продолжение оптимизации бюджетных расходов за счет централизации бюджетного (бухгалтерского) учета, закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд города Архангельска, передача муниципальными учреждениями города Архангельска несвойственных функций на аутсорсинг, реорганизация сети муниципальных учреждений;
развитие механизмов взаимодействия органов местного самоуправления и жителей города Архангельска (в рамках проектов: "Бюджет твоих возможностей" и инициативные проекты граждан в 2022 году было реализовано семь инициатив проекта "Бюджет твоих возможностей" и один инициативный проект, в 2023 году количество реализованных инициатив увеличилось почти в два раза, в рамках инициативных проектов будет реализовано уже 15 инициатив);
размещение на официальном информационном интернет-портале города Архангельска открытого отчета об исполнении городского бюджета и открытого городского бюджета (город Архангельск в конкурсе проектов по представлению бюджета для граждан в 2023 году в номинации "Современные формы представления проекта местного бюджета для граждан" занял 1 место на областном уровне и 3 место по итогам Всероссийского этапа);
повышение эффективности муниципального финансового контроля в отношении главных распорядителей средств городского бюджета и муниципальных учреждений города Архангельска, в том числе за счет применения риск-ориентированного подхода при планировании контрольной и экспертно-аналитической деятельности.

III. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики

5. Бюджетная и налоговая политика в предстоящем периоде сохранит приоритет предыдущих бюджетных циклов и будет направлена на обеспечение сбалансированности и устойчивости городского бюджета, а также решение задач, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", документами стратегического планирования и социально-экономического развития города Архангельска.
6. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
сохранение и развитие доходных источников городского бюджета;
повышение эффективности расходов городского бюджета;
оптимизация муниципального долга города Архангельска и минимизация размера дефицита городского бюджета.

IV. Основные направления бюджетной и налоговой политики
в области доходов городского бюджета

7. Бюджетная и налоговая политика в области доходов ориентирована на:
7.1. Сохранение и развитие доходных источников городского бюджета.
Реализация данного направления должна осуществляться путем:
ведения реестра источников доходов городского бюджета;
формирования реалистичного прогноза поступления доходов в целях повышения качества планирования и эффективности администрирования доходов главными администраторами доходов городского бюджета;
осуществления контроля за своевременностью и полнотой перечисления в городской бюджет налогов и неналоговых платежей, проведения анализа состояния дебиторской задолженности, инвентаризации просроченной задолженности, проведения претензионно-исковой работы с неплательщиками и работы по принятию мер принудительного взыскания задолженности, а также по своевременному списанию безнадежной к взысканию задолженности;
проведения мониторинга поступлений по налоговым и неналоговым платежам в городской бюджет в целях своевременного принятия мер по обеспечению сбалансированности городского бюджета и минимизации рисков образования просроченной кредиторской задолженности, в том числе по налогам, сборам и иным обязательным платежам, которые перечисляют муниципальные учреждения и предприятия города Архангельска, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
осуществления оценки эффективности налоговых расходов города Архангельска, направленной на повышение обоснованности и рациональности использования инструментов налогового стимулирования, минимизацию риска неэффективных налоговых расходов города Архангельска;
оказания содействия налоговым органам в проведении мероприятий по выявлению, постановке на налоговый учет и привлечению к налогообложению субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных за пределами Архангельской области и осуществляющих свою деятельность на территории города Архангельска;
совершенствования механизмов межведомственного взаимодействия с налоговыми и иными территориальными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными исполнительными органами государственной власти Архангельской области по обеспечению полноты и своевременности поступлений доходов городского бюджета, в том числе путем рассмотрения межведомственной комиссией по своевременному поступлению платежей в городской бюджет вопросов о задолженности физических лиц по налоговым платежам.
7.2. Повышение эффективности управления муниципальными земельными ресурсами и земельными ресурсами, государственная собственность на которые не разграничена, а также иным имуществом города Архангельска.
Реализация данного направления должна осуществляться путем:
осуществления контроля за использованием муниципального имущества города Архангельска, переданного в оперативное управление или хозяйственное ведение муниципальным учреждениям и муниципальным предприятиям города Архангельска, а также сданного в аренду;
проведения текущей инвентаризации и структурирования имущественного комплекса города Архангельска с целью долгосрочного планирования имущественных отношений;
вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых муниципальных земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также иного имущества города Архангельска;
проведения оценки эффективности использования и управления муниципальным имуществом города Архангельска за отчетный период для принятия эффективных решений по управлению муниципальным имуществом города Архангельска;
выполнения мероприятий по оптимизации имущества казны города Архангельска.
7.3. Продолжение работы по повышению эффективности межбюджетных отношений с Архангельской областью.
Реализация данного направления должна осуществляться путем развития конструктивных взаимоотношений с органами государственной власти для активного привлечения федеральных и областных межбюджетных трансфертов в городской бюджет, в том числе обеспечения в соответствующих отраслевых министерствах и ведомствах защиты интересов города Архангельска при подаче заявок на участие в государственных программах, конкурсах и иных проектах, связанных с выделением дополнительных денежных средств из вышестоящих бюджетов, а также при рассмотрении проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и Архангельской области относительно налоговой и бюджетной политики.
Привлечение дополнительных безвозмездных поступлений должно происходить с учетом финансовых возможностей городского бюджета по обеспечению требуемого объема софинансирования, своевременного выполнения условий соглашений о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов в части достижения значений результатов их использования, соблюдения графика выполнения мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, обеспечения достижения установленных целевых показателей.

V. Основные направления бюджетной и налоговой политики
в области расходов городского бюджета

8. Бюджетная политика в области расходов городского бюджета направлена на повышение эффективности расходов для решения вопросов местного значения и достижения целей и задач, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", документами стратегического планирования и социально-экономического развития города Архангельска.
9. Основные направления бюджетной и налоговой политики в области расходов ориентированы на:
9.1. Обеспечение подотчетности (подконтрольности) расходов городского бюджета.
Отраслевые (территориальные) и функциональные органы Администрации города Архангельска при планировании и исполнении расходов должны руководствоваться принципами ответственной бюджетной политики, предусматривающими:
обеспечение режима экономного и рационального использования средств городского бюджета, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств города Архангельска с учетом ограниченных финансовых возможностей городского бюджета;
определение четких приоритетов использования средств городского бюджета, учитывая текущую экономическую ситуацию и геополитическую обстановку;
проведение оптимизации непервоочередных и неприоритетных расходов, сокращение неэффективных расходов городского бюджета, недопущение установления и исполнения расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления;
своевременное исполнение расходных обязательств города Архангельска, недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности городского бюджета и муниципальных учреждений города Архангельска по первоочередным расходам.
Реализация данного направления должна осуществляться путем:
завершения процесса централизации бюджетного (бухгалтерского) учета муниципальных учреждений города Архангельска, а также централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Архангельска;
своевременного и полного размещения достоверной информации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Архангельска в единой информационной системе в сфере закупок, а также на электронном ресурсе "Портал малых закупок Архангельска";
повышения эффективности муниципального финансового контроля в отношении главных распорядителей средств городского бюджета и муниципальных учреждений города Архангельска, в том числе за счет применения риск-ориентированного подхода при планировании контрольной и экспертно-аналитической деятельности, нацеленности на повышение уровня финансовой дисциплины объектов контроля, осуществления мониторинга результатов реализации контрольных мероприятий и своевременного устранения выявленных нарушений, а также комплексного взаимодействия между органами внешнего и внутреннего финансового контроля;
формирования системы внутреннего финансового аудита, осуществляемого главными администраторами и администраторами бюджетных средств в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации на основе утвержденных федеральных стандартов;
развития проектных принципов управления;
обеспечения открытости и прозрачности муниципальных финансов путем размещения информации о муниципальных финансах на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, официальном информационном интернет-портале города Архангельска, проведения публичных слушаний по проекту городского бюджета и отчету о его исполнении, публикации бюджета и отчета в доступной для граждан форме.
9.2. Сохранение практики формирования "программного" бюджета.
Ключевым направлением повышения эффективности расходов городского бюджета является сохранение программно-целевого бюджетного планирования на основе муниципальных программ и подпрограмм, благодаря которым формируется целостная система бюджетного и стратегического планирования с учетом приоритизации расходов с целью обеспечения достижения результатов, предусмотренных федеральными и региональными проектами, документами стратегического планирования и социально-экономического развития города Архангельска.
9.3. Совершенствование деятельности муниципальных учреждений и предприятий города Архангельска.
Реализация данного направления должна осуществляться путем:
повышения обоснованности планирования финансово-хозяйственной деятельности;
повышения рациональности и экономности использования средств;
развития приносящей доход деятельности, в том числе за счет внедрения новых форм оказания услуг (выполнения работ) с учетом их востребованности;
оказания муниципальных услуг по реализации дополнительных общеразвивающих программ в рамках муниципального социального заказа;
обеспечения органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, контроля за деятельностью муниципальных учреждений города Архангельска с целью снижения неэффективных расходов и повышения финансовой дисциплины в муниципальных учреждениях города Архангельска.
9.4. Развитие практики инициативного бюджетирования для решения наиболее актуальных вопросов местного значения.
Реализация данного направления предусматривает дальнейшее развитие механизмов взаимодействия органов местного самоуправления города Архангельска и жителей города, в том числе за счет совершенствования нормативной правовой базы для реализации инициативных проектов с учетом практического опыта ее применения. В рамках инициативного бюджетирования будет реализовано три проекта: на муниципальном уровне - "Бюджет твоих возможностей" и инициативные проекты граждан, на региональном уровне - "Комфортное Поморье".

VI. Основные направления бюджетной и налоговой политики
в области управления муниципальным долгом

10. Бюджетная и налоговая политика в области управления муниципальным долгом города Архангельска направлена на продолжение оптимизации муниципального долга.
Управление муниципальным долгом города Архангельска должно обеспечивать полное и своевременное исполнение долговых обязательств при безусловном соблюдении ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, с учетом ориентира на отнесение города Архангельска к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
11. В целях повышения эффективности управления муниципальным долгом города Архангельска необходимо обеспечить:
эффективное управление свободными остатками средств городского бюджета, муниципальных учреждений города Архангельска и участников казначейского сопровождения;
осуществление муниципальных внутренних заимствований в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с учетом планируемых кассовых разрывов, обеспечения равномерного распределения долговой нагрузки по годам, увеличения сроков заимствований в момент максимального благоприятствования, когда стоимость привлекаемых финансовых ресурсов минимальна;
привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета;
взаимодействие с кредитными организациями по вопросу снижения процентных ставок по заключенным контрактам на оказание услуг по предоставлению кредита в течение срока действия контрактов;
привлечение кредитов кредитных организаций в форме возобновляемых кредитных линий на оптимально возможный период;
недопущение принятия новых расходных обязательств города Архангельска, не подкрепленных стабильными источниками финансового обеспечения;
осуществление мониторинга муниципального долга города Архангельска.


------------------------------------------------------------------