Постановление Администрации городского округа "Город Архангельск" от 02.10.2023 N 1584 "О единой дежурно-диспетчерской службе городского округа "Город Архангельск"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
"ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2023 г. в„– 1584

О ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
"ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК"

В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года в„– 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 6 октября 2003 года в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года в„– 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 года в„– 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Администрация городского округа "Город Архангельск" постановляет:

1. Утвердить:
Положение о единой дежурно-диспетчерской службе городского округа "Город Архангельск" согласно приложению в„– 1 к настоящему постановлению;Схему организации взаимодействия и управления дежурно-диспетчерскими службами Архангельского городского звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно приложению в„– 2 к настоящему постановлению.
2. Признать утратившими силу:
постановление мэрии города Архангельска от 29 апреля 2010 года в„– 222 "О единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования "Город Архангельск";
постановление мэрии города Архангельска от 29 ноября 2013 года в„– 893 "О внесении изменений в Схему организации взаимодействия и управления дежурно-диспетчерскими службами Архангельского городского звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
постановление Администрации городского округа "Город Архангельск" от 27 мая 2021 года в„– 979 "О внесении изменений в постановление мэрии города Архангельска от 27 апреля 2010 года в„– 222, Положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования "Город Архангельск", схему организации взаимодействия и управления дежурно-диспетчерскими службами Архангельского городского звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
3. Опубликовать постановление в газете "Архангельск - Город воинской славы" на официальном информационном интернет-портале городского округа "Город Архангельск".

Глава городского округа
"Город Архангельск"
Д.А.МОРЕВ





Приложение в„– 1
к постановлению Администрации
городского округа
"Город Архангельск"
от 02.10.2023 в„– 1584

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК"

I. Термины, определения и сокращения

1. В настоящем Положении применены следующие сокращения:
АИУС РСЧС - автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
АПК "Безопасный город" - аппаратно-программный комплекс "Безопасный город";
АРМ - автоматизированное рабочее место;
АТС - автоматическая телефонная станция;
ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система;
ГО - гражданская оборона;
ГУ - Главное управление;
ДДС - дежурно-диспетчерская служба;
ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба городского округа "Город Архангельск";
ИС "Атлас опасностей и рисков" - информационная система "Атлас опасностей и рисков", сегмент АИУС РСЧС;
ИСДМ-Рослесхоз - информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства;
КСА - комплекс средств автоматизации;
КЧС и ОПБ - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
ЛВС - локальная вычислительная сеть;
МКА ЖКХ - федеральная система мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства;
МП "Термические точки" - мобильное приложение "Термические точки";
МФУ - многофункциональное устройство;
МЧС России - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
ОДС - оперативная дежурная смена;
ОИВС - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
ОМСУ - орган местного самоуправления;
ПОО - потенциально опасные объекты;
РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
система-112 - система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
УКВ/КВ - ультракороткие волны/ короткие волны;
ФОИВ - федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации;
ЦУКС - Центр управления в кризисных ситуациях;
ЭОС - экстренные оперативные службы;
ЧС - чрезвычайная ситуация.
2. В настоящем Положении применены следующие термины с соответствующими определениями:
гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности;
"Личный кабинет ЕДДС" - инструмент (раздел) ИС "Атлас опасностей и рисков", который позволяет автоматизировать обмен оперативной и плановой информацией в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий) между органами повседневного управления муниципального, регионального и федерального уровней;
МП "Термические точки" - платформа для визуального отображения данных, полученных с применением системы космического мониторинга чрезвычайных ситуаций МЧС России, система осуществляет ранее обнаружение очагов природных пожаров;
оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите;
сигнал оповещения - команда для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты;
экстренные оперативные службы - служба пожарной охраны, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, полиция, служба скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети, служба "Антитеррор".

II. Общие положения

3. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции и организацию работы Единой дежурно-диспетчерской службы городского округа "Город Архангельск" (далее - ЕДДС) с учетом ввода в действие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" (далее - "Система - 112").
4. ЕДДС является органом повседневного управления Архангельского городского звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - АГЗЧС).
Целью функционирования ЕДДС является повышение готовности органов местного самоуправления и служб городского округа "Город Архангельск" к реагированию на угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий), эффективности привлекаемых сил и средств системы РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий), а также обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления городского округа "Город Архангельск" по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, обеспечению первичных мер пожарной безопасности, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (происшествий), в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
ЕДДС предназначена:
а) для обеспечения оперативной готовности городского округа "Город Архангельск" и организаций, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, расположенных на территории городского округа "Город Архангельск", имеющих аварийные службы (далее - организации), к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций муниципального характера;
б) для координации действий дежурных и диспетчерских служб (далее - ДДС) организаций при ликвидации угрозы или последствий возникновения чрезвычайных ситуаций муниципального характера на территории городского округа "Город Архангельск".
5. ЕДДС функционирует в составе муниципального казенного учреждения городского округа "Город Архангельск" "Городской центр гражданской защиты" (далее - МКУ ГЦГЗ).
6. В своей деятельности ЕДДС руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами городского округа "Город Архангельск", определяющими порядок и объем обмена информацией при взаимодействии с ДДС.
7. ЕДДС в пределах своих полномочий взаимодействует с федеральным казенным учреждением "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Архангельской области" (далее - ЦУКС ГУ МЧС) и является вышестоящим органом для всех ДДС экстренных оперативных служб и организаций по вопросам сбора, обработки и обмена информации о чрезвычайных ситуациях, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций локального и муниципального характера.
Указания оперативного дежурного ЕДДС по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций обязательны к исполнению всеми ДДС организаций.
8. Общее руководство функционированием и координацию деятельности ЕДДС осуществляет управление военно-мобилизационной работы, гражданской обороны и административных органов Администрации городского округа "Город Архангельск".

III. Задачи ЕДДС

9. Основными задачами ЕДДС являются:
а) прием от населения городского округа "Город Архангельск" и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или биолого-социального характера (далее - ЧС);
б) анализ и оценка поступившей информации, доведение ее до служб, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение, для обеспечения оперативной готовности городского округа "Город Архангельск" и организаций, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, расположенных на территории городского округа "Город Архангельск", имеющих аварийные службы (далее - организации), к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций муниципального характера;
в) сбор и обработка данных, необходимых для:
уточнения данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава сил и средств организаций, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе повышенные режимы функционирования;
подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий), контроля их исполнения;
координации действий дежурных и диспетчерских служб (далее - ДДС) организаций при ликвидации угрозы или последствий возникновения чрезвычайных ситуаций муниципального характера;
г) контроль результатов реагирования организаций и служб на сообщения о чрезвычайных ситуаций муниципального характера;
д) обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС, уточнение и корректировка заранее разработанных и согласованных с взаимодействующими ДДС организаций вариантов решений по ликвидации ЧС;
е) принятие экстренных мер и необходимых решений для защиты населения и территории городского округа "Город Архангельск" от поражающих факторов ЧС;
ж) информирование взаимодействующих ДДС организаций, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности АГЗЧС об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
з) представление докладов (донесений) вышестоящим органам повседневного управления Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов);
и) доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, до ДДС организаций и подчиненных сил постоянной готовности АГЗЧС, осуществление контроля их выполнения и организация взаимодействия;
к) обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов в вышестоящие органы повседневного управления Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
л) организация реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающих через "Систему-112" и контроля результатов реагирования;
м) обеспечение организации информационного взаимодействия при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО, с использованием информационных систем, в том числе автоматизированной информационно-управляющей системой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - АИУС РСЧС), через "Личный кабинет ЕДДС".

IV. Порядок работы ЕДДС

10. Для обеспечения своевременного и эффективного реагирования на угрозы возникновения и возникновение ЧС (происшествий) в ЕДДС организуется круглосуточное дежурство оперативной дежурной смены.
11. К несению дежурства в составе оперативной дежурной смены (далее -ОДС) ЕДДС допускается дежурно-диспетчерский персонал, прошедший стажировку на рабочем месте и допущенный в установленном порядке к несению дежурства.
Специалисты ЕДДС получают дополнительное профессиональное образование по соответствующим программам подготовки в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление дополнительного профессионального образования, в течение первого года со дня назначения на должность и не реже одного раза в пять лет.
12. Перед заступлением очередной ОДС на дежурство начальником ЕДДС или лицом его замещающим проводится инструктаж дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС согласно утвержденному плану проведения инструктажа. В ходе инструктажа до дежурно-диспетчерского персонала доводятся оперативная обстановка, задачи на очередное дежурство, анализируются характерные недостатки в действиях персонала и указываются меры, исключающие их повторение.
Со сменяющейся ОДС ЕДДС начальником ЕДДС (или лицом его замещающим) проводится подведение итогов несения оперативного дежурства, в ходе которого осуществляется разбор действий дежурно-диспетчерского персонала за прошедшее дежурство, доводятся основные недостатки и указываются меры, исключающие повторение выявленных недостатков.
13. В ходе приема-сдачи дежурства специалисты заступающей ОДС принимают у специалистов сменяющейся ОДС документацию, средства связи, АРМ и другое оборудование с занесением соответствующих записей в журнале приема-сдачи дежурства.
14. Привлечение специалистов ОДС ЕДДС к решению задач, не связанных с несением оперативного дежурства, не допускается.
15. Во время несения дежурства специалисты ОДС ЕДДС выполняют функциональные задачи в соответствии с должностными инструкциями и алгоритмами действий.
При нарушении трудовой дисциплины, безопасности связи, правил эксплуатации техники (оборудования), техники безопасности и пожарной безопасности дежурно-диспетчерский персонал может быть отстранен от несения дежурства.
Право отстранения от дежурства дежурно-диспетчерского персонала принадлежит начальнику ЕДДС (или лицу его замещающему).
В зависимости от степени тяжести и последствий допущенных нарушений виновные лица ОДС привлекаются к установленной законом ответственности в соответствии с действующим законодательством.
16. Информация об угрозах возникновения и возникновении ЧС (происшествий) поступает в ЕДДС по всем имеющимся каналам связи и информационным системам.
Вся информация об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествия) регистрируется в установленном порядке дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС и незамедлительно передается в экстренные оперативные службы, которые необходимо направить в зону ЧС (происшествия), а также в ЦУКС ГУ МЧС России.
17. Ежемесячно начальником ЕДДС или лицом, его замещающим проводится анализ функционирования ЕДДС и организации взаимодействия с ДДС, действующими на территории городского округа "Город Архангельск".
18. Анализ функционирования ЕДДС городского округа "Город Архангельск" и организации взаимодействия с ДДС, действующими на территории городского округа "Город Архангельск", ежеквартально рассматриваются на заседании КЧС и ОПБ.

V. Порядок функционирования ЕДДС

19. ЕДДС функционирует в режимах: повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС; повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС; чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.
20. В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу возникновения или возникновение ЧС (происшествий). В этом режиме ЕДДС городского округа "Город Архангельск" осуществляет:
прием от населения, организаций и ДДС информации (сообщений) об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия);
сбор, обработку и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий) и обеспечения пожарной безопасности, с использованием информационных систем, в том числе АИУС РСЧС;
обобщение и анализ информации о ЧС (происшествиях) за сутки дежурства и представление соответствующих докладов в установленном порядке;
мероприятия по поддержанию в готовности к применению программно-технических средств ЕДДС, средств связи и технических средств оповещения муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения;
передачу информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия) по подчиненности, в первоочередном порядке Главе городского округа "Город Архангельск" (председателю КЧС и ОПБ), в ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, обеспечивающих деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС;
по решению Главы городского округа Город Архангельск" (председателя КЧС и ОПБ) с пункта управления ЕДДС проводит информирование населения о ЧС;
мониторинг и анализ данных информационных систем в целях получения сведений о прогнозируемых и (или) возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях, информации (прогностической и фактической) об опасных и неблагоприятных природных явлениях, о состоянии ПОО, опасных производственных объектов, а также о состоянии окружающей среды, в том числе от АПК "Безопасный город";
внесение необходимых изменений в базу данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДДС на ЧС (происшествия);
разработку, корректировку и согласование с ДДС, действующими на территории городского округа "Город Архангельск", соглашений и регламентов информационного взаимодействия при реагировании на ЧС (происшествия);
контроль за своевременным устранением неисправностей и аварий на системах жизнеобеспечения городского округа;
уточнение и корректировку действий ДДС, привлекаемых к реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающих по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе-112;
контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе-112.
21. В режим повышенной готовности ЕДДС, привлекаемые ЭОС и ДДС организаций (объектов) переводятся решением Главы городского округа "Город Архангельск" при угрозе возникновения ЧС. В режиме повышенной готовности ЕДДС дополнительно осуществляет:
взаимодействие с руководителями соответствующих служб по вопросам подготовки сил и средств РСЧС, ЭОС и ДДС организаций к действиям в случае возникновения ЧС (происшествия);
оповещение и персональный вызов должностных лиц КЧС и ОПБ городского округа "Город Архангельск";
передачу информации об угрозе возникновения ЧС (происшествия) по подчиненности, в первоочередном порядке Главе городского округа "Город Архангельск" (председателю КЧС и ОПБ), в ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, обеспечивающих деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС;
получение и анализ данных наблюдения и контроля за обстановкой на территории городского округа "Город Архангельск", на потенциально опасных объектах (далее - ПОО), опасных производственных объектах, а также за состоянием окружающей среды;
прогнозирование возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых ЭОС и ДДС организаций, сил и средств РСЧС;
корректировку алгоритмов действий ЕДДС на угрозу возникновения ЧС и планов взаимодействия с соответствующими ЭОС и ДДС организаций, силами и средствами РСЧС, действующими на территории городского округа "Город Архангельск" в целях предотвращения ЧС;
контроль и координацию действий ЭОС и ДДС организаций, сил и средств РСЧС при принятии ими экстренных мер по предотвращению возникновения ЧС или смягчению ее последствий;
обеспечение информирования населения о ЧС;
по решению Главы городского округа "Город Архангельск" (председателя КЧС и ОПБ), с пункта управления ЕДДС проводит оповещение населения о ЧС (в том числе через операторов сотовой связи);
представление докладов в органы управления в установленном порядке;
направление в ЦУКС ГУ МЧС России в установленном порядке, сведений о проведенных превентивных мероприятиях в соответствии с полученным прогнозом возможных ЧС или оперативным предупреждением о прохождении комплекса опасных и неблагоприятных метеорологических явлений.
22. В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС, привлекаемые ЭОС и ДДС организаций (объектов) и силы городского звена территориальной подсистемы РСЧС переводятся решением Главы городского округа "Город Архангельск" при возникновении ЧС. В этом режиме ЕДДС дополнительно осуществляет выполнение следующих задач:
организует экстренное оповещение и направление к месту ЧС сил и средств РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС, осуществляет координацию их действий по предотвращению и ликвидации ЧС, а также реагированию на происшествия после получения необходимых данных;
самостоятельно принимает решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий);
осуществляет сбор, обработку и представление собранной информации, проводит оценку обстановки, дополнительное привлечение к реагированию ЭОС и ДДС организаций, действующих на территории городского округа;
по решению Главы городского округа "Город Архангельск" (председателя КЧС и ОПБ) с пункта управления ЕДДС, а также через операторов сотовой связи проводит оповещение населения о ЧС;
осуществляет сбор, обработку, уточнение и представление оперативной информации о развитии ЧС, а также координацию действий ЭОС, ДДС организаций, привлекаемых к ликвидации ЧС, сил и средств РСЧС;
осуществляет постоянное информационное взаимодействие с руководителем ликвидации ЧС, Главой городского округа "Город Архангельск" (председателем КЧС и ОПБ), ОДС ЦУКС ГУ МЧС России, обеспечивающими деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от ЧС, оперативным штабом ликвидации ЧС и тушения пожаров, ЭОС, ДДС организаций о ходе реагирования на ЧС и ведения аварийно-восстановительных работ;
осуществляет контроль проведения аварийно-восстановительных и других неотложных работ;
готовит и представляет в органы управления доклады и донесения о ЧС в установленном порядке;
готовит предложения в решение КЧС и ОПБ на ликвидацию ЧС;
ведет учет сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, действующих на территории городского округа, привлекаемых к ликвидации ЧС.
23. При подготовке к ведению и ведении ГО ЕДДС осуществляют:
получение сигналов оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают ее получение у вышестоящего органа управления ГО;
организацию оповещения руководящего состава ГО городского округа "Город Архангельск", сил ГО, дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов и дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;
обеспечение оповещения населения, находящегося на территории городского округа "Город Архангельск";
организацию приема от организаций, расположенных на территории городского округа "Город Архангельск", информации по выполнению мероприятий ГО с доведением ее до органа управления ГО городского округа "Город Архангельск";
ведение учета сил и средств ГО, привлекаемых к выполнению мероприятий ГО.
24. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС осуществляется через ЕДДС. Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и, требуемых дополнительно, силах и средствах. Поступающая в ЕДДС информация доводится до всех заинтересованных ДДС.
25. Функционирование ЕДДС при подготовке к ведению и ведении ГО осуществляется в соответствии с планом приведения в готовность гражданской обороны и планом гражданской обороны и защиты населения городского округа "Город Архангельск", инструкциями дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС по действиям в условиях особого периода.
26. В режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации, по решению начальника МКУ ГЦГЗ в дежурную смену ЕДДС могут дополнительно включаться работники отдела гражданской защиты МКУ ГЦГЗ.

VI. Состав и структура ЕДДС

27. ЕДДС включает в себя персонал ЕДДС, технические средства управления, связи и оповещения.
28. В состав персонала ЕДДС входят:
руководство ЕДДС: начальник ЕДДС, главный специалист ЕДДС оперативные дежурные ЕДДС.
29. Численный состав ЕДДС при необходимости может быть дополнен другими должностными лицами по решению Главы городского округа "Город Архангельск".

VII. Подготовка кадров ЕДДС

30. Основными формами обучения на местах персонала ЕДДС являются мероприятия оперативной подготовки (тренировки, учения), занятия по профессиональной подготовке, ежедневный инструктаж перед заступлением дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС на дежурство.
31. Мероприятия оперативной подготовки осуществляются в ходе проводимых ЦУКС ГУ МЧС России тренировок, а также в ходе тренировок с ДДС, действующими на территории городского округа "Город Архангельск" при проведении различных учений и тренировок с органами управления и силами РСЧС.
32. На дополнительное профессиональное образование специалисты ЕДДС направляются решением начальника ЕДДС. Дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в области защиты от ЧС руководителей и специалистов ЕДДС проводят в учебно-методических центрах по ГО и ЧС, на курсах ГО городского округа "Город Архангельск"
33. В целях поддержания уровня профессиональной подготовленности дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС, совершенствования его практических навыков в выполнении функциональных обязанностей, а также овладения новыми навыками руководство ЕДДС организовывает подготовку дежурно-диспетчерского персонала по специально разработанной МЧС России программе, с последующим принятием зачетов не реже одного раза в год.

VIII. Требования к руководству и дежурно-диспетчерскому
персоналу ЕДДС

34. Руководство и дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС должны знать:
требования нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО;
риски возникновения ЧС (происшествий), характерные для городского округа "Город Архангельск";
административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности городского округа "Город Архангельск";
состав сил и средств постоянной готовности городского звена территориальной подсистемы РСЧС, их задачи, порядок их привлечения, дислокацию, назначение, тактико-технические характеристики специальной техники;
зону ответственности ЕДДС и зоны ответственности служб экстренного реагирования и взаимодействующих организаций, действующих на территории городского округа "Город Архангельск";
ПОО, опасные производственные объекты, объекты социального назначения, объекты с массовым пребыванием людей, находящиеся в зоне ответственности, их адреса, полное наименование и характеристики;
порядок проведения эвакуации населения из зоны ЧС, местонахождение пунктов временного размещения, их вместимость;
порядок использования различных информационно - справочных ресурсов и материалов, в том числе паспортов территорий;
назначение и тактико-технические характеристики автоматизированной системы ЕДДС, порядок выполнения возложенных на нее задач, порядок эксплуатации средств связи и другого оборудования, обеспечивающего функционирование ЕДДС;
функциональные обязанности и должностные инструкции;
алгоритмы действий персонала ЕДДС в различных режимах функционирования;
документы, определяющие действия персонала ЕДДС по сигналам управления и оповещения;
правила и порядок ведения делопроизводства.
35. Начальник и главный специалист ЕДДС должен обладать навыками:
организовывать выполнение и обеспечивать контроль выполнения поставленных перед ЕДДС задач;
разрабатывать нормативно-методическую базу развития и обеспечения функционирования ЕДДС, в том числе соглашения и регламенты информационного взаимодействия с ДДС, действующими на территории и службами жизнеобеспечения городского округа "Город Архангельск";
организовывать оперативно-техническую работу, дополнительное профессиональное образование персонала ЕДДС;
организовывать проведение занятий, тренировок и учений;
разрабатывать предложения по дальнейшему совершенствованию, развитию и повышению технической оснащенности ЕДДС;
уметь использовать в работе информационные системы.
36. ЕДДС могут предъявлять к дежурно-диспетчерскому персоналу дополнительные требования.

IX. Требования к помещениям ЕДДС

37. ЕДДС представляет собой рабочие помещения для персонала ЕДДС (зал ОДС, кабинет начальника ЕДДС, комната отдыха и приема пищи, серверная), оснащенные необходимыми техническими средствами и документацией.
38. Конструктивные решения по установке и монтажу технических средств в помещениях ЕДДС выбираются с учетом минимизации влияния внешних воздействий на технические средства с целью достижения необходимой работоспособности оборудования ЕДДС в условиях ЧС, в том числе и в военное время.
39. Электроснабжение технических средств ЕДДС осуществляется от единой энергетической системы в соответствии с категорией электроснабжения.
40. Система резервного электроснабжения обеспечивает работоспособность систем телефонной связи, серверного оборудования, видеоконференцсвязи, отображения информации, оповещения, мониторинга транспортных средств, внутренней связи в течение времени, необходимого для перехода на резервный источник электропитания.
41. Расчет потребностей в площадях помещений ЕДДС производится на базе требований действующих санитарных правил и норм, устанавливающих обязательные требования к обеспечению безопасных для человека условий труда и на основе значений количества специалистов ОДС.
42. Зал ОДС ЕДДС обеспечивает возможность одновременной работы в едином информационном пространстве ОДС, а также Главы городского округа "Город Архангельск" (председателя КЧС и ОПБ), заместителя председателя КЧС и ОПБ.
43. Для предотвращения несанкционированного доступа посторонних лиц зал ОДС ЕДДС оборудуется автоматическим запорным устройством. Порядок допуска в помещения ЕДДС устанавливается юридическим лицом, в состав которого входит ЕДДС.
44. Для несения круглосуточного дежурства ОДС ЕДДС предусмотрена отдельная комната отдыха и приема пищи, в которых созданы необходимые бытовые условия.
45. Каждый сотрудник ЕДДС носит специальную форму во время исполнения служебных обязанностей в соответствии с требованиями Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 22.7.01-2021 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения".

X. Требования к оборудованию ЕДДС

46. В целях обеспечения приема и передачи документов управления, обмена всеми видами информации со всеми взаимодействующими органами управления в установленные сроки и с требуемым качеством доведения сигналов оповещения до органов управления и населения в ЕДДС создана информационно-телекоммуникационная инфраструктура с соответствующим уровнем информационной безопасности, включающая:
комплекс средств автоматизации (далее - КСА) ЕДДС;
единый центр оперативного реагирования АПК "Безопасный город";
КСА системы-112 (с учетом решений проектно-сметной документации по реализации системы-112);
систему связи и систему оповещения.
Муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения соответствует требованиям Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года в„– 578/365.
47. КСА ЕДДС предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕДДС возложенных функций и должен включать технически взаимосвязанные: систему хранения, обработки и передачи данных; систему отображения информации; систему мониторинга стационарных объектов и подвижных транспортных средств.
КСА ЕДДС создаются как муниципальные информационные системы, к которым предъявляются требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, установленные законодательством Российской Федерации.
48. Система хранения, обработки и передачи данных состоят из следующих элементов:
оборудование ЛВС;
оборудование хранения и обработки данных;
оргтехника.
49. Оборудование локальной вычислительной сети (далее - ЛВС) обеспечивает объединение АРМ ЕДДС для обмена между ними информацией в электронном виде, подключение к внешним сетям (выделенным сетям связи и интернет). Подключение ЛВС к сети интернет осуществляется только с применением сертифицированных средств защиты информации.
Оборудование ЛВС состоит из следующих основных компонентов:
первичный маршрутизатор (коммутатор);
коммутаторы для построения иерархической структуры сети.
Подключение ЛВС к внешним сетям осуществлено при помощи каналообразующего оборудования, реализующего ту или иную технологию подключения.
Оборудование ЛВС размещается в телекоммуникационных шкафах в помещениях с соответствующими климатическими условиями. Для поддержания в телекоммуникационных шкафах установленной температуры и влажности установлены системы кондиционирования.
На АРМ персонала ЕДДС установлены, настроены сертифицированные средства антивирусной защиты информации.
50. Оборудование хранения и обработки данных включает в себя следующие основные элементы:
серверы повышенной производительности для хранения информации (файлы, базы данных);
АРМ персонала ЕДДС с установленными информационными системами.
Серверы обеспечивают хранение и обработку информации как в формализованном, так и в неформализованном виде. Объем хранилища определяется в соответствии с перечнем, объемом хранящейся информации и сроком ее хранения.
АРМ персонала ЕДДС поддерживает работу в основных офисных приложениях (текстовый редактор, табличный редактор, редактор презентаций, электронная почта), а также в специализированном программном обеспечении.
51. Система видеоконференцсвязи обеспечивает участие персонала ЕДДС, а также других должностных лиц в селекторных совещаниях со всеми взаимодействующими органами управления. Система видеоконференцсвязи состоит из следующих основных элементов: видеокодек; видеокамера; микрофонное оборудование; оборудование звукоусиления.
52. Видеокамера обеспечивает возможность показа общего вида помещения ЕДДС, а также наведение на участника (участников) селекторного совещания. В видеокамере реализованы функции трансфокации (приближение/ удаление), а также функции поворота с помощью пульта дистанционного управления или через интерфейс компьютера.
53. Микрофонное оборудование должно обеспечивать:
разборчивость речи всех участников селекторного совещания;
подавление "обратной связи";
включение/ выключение микрофонов участниками совещания;
возможность использования более чем одного микрофона.
При необходимости, для подключения микрофонов может быть использован микшерный пульт.
54. Оборудование звукоусиления обеспечивает транслирование звука от удаленного абонента без искажений.
Оборудование звукоусиления должно быть согласовано с микрофонным оборудованием для исключения взаимного негативного влияния на качество звука.
55. Изображение от удаленного абонента должно передаваться на систему отображения информации ЕДДС.
56. Система видеоконференцсвязи должна быть согласована по характеристикам видеоизображения с системой отображения информации.
57. Система связи и система оповещения включает в себя: систему телефонной связи; систему радиосвязи; систему оповещения населения, в том числе комплексную систему экстренного оповещения населения и оповещения должностных лиц; систему внутренней связи.
Муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения включает в себя специальные программно-технические средства оповещения, средства комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения, а также сети связи и вещания, обеспечивающие ее функционирование.
58. Система телефонной связи ЕДДС состоит из следующих элементов:
мини-АТС;
телефонные аппараты;
система записи телефонных переговоров.
59. Мини-АТС обеспечивает:
прием телефонных звонков одновременно от нескольких абонентов;
автоматическое определение номера звонящего абонента;
прямой набор номера с телефонных аппаратов;
переадресацию вызова на телефоны внутренней телефонной сети и городской телефонной сети общего пользования.
60. Телефонные аппараты обеспечивают:
отображение номера звонящего абонента на дисплее;
набор номера вызываемого абонента одной кнопкой;
одновременную работу нескольких линий;
функцию переадресации абонента;
наличие микротелефонной гарнитуры.
61. Система записи телефонных переговоров обеспечивает запись всех исходящих и входящих телефонных разговоров со всех подключенных телефонных аппаратов персонала ЕДДС.
62. Система радиосвязи обеспечивает устойчивую связь с подвижными и стационарными объектами, оборудованными соответствующими средствами связи.
Система радиосвязи состоит из следующих основных элементов:
УКВ-радиостанция;
КВ-радиостанция.
Для организации радиосетей получены разрешения на частоты в Радиочастотной службе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Радиостанции должны быть зарегистрированы в установленном порядке в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
63. Система оповещения населения обеспечивает своевременное доведение сигналов оповещения и экстренной информации до руководящего состава ГО и городского звена территориальной подсистемы РСЧС, сил ГО и РСЧС городского округа, ДДС, населения на территории городского округа "Город Архангельск", об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно используются:
сеть электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сеть проводного радиовещания;
сеть уличной радиофикации;
сеть кабельного телерадиовещания;
сеть эфирного телерадиовещания;
сеть подвижной радиотелефонной связи;
сеть местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть интернет;
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Задействование средств системы оповещения населения осуществляется оперативным дежурным со своего рабочего места по решению Главы городского округа "Город Архангельск" (председателя КЧС и ОПБ) с последующим докладом.
Система оповещения должностных лиц обеспечивает оповещение руководящего состава ОМСУ, органов управления и сил РСЧС городского округа, ДДС, действующих на территории городского округа "Город Архангельск". Система оповещения персонала должна быть реализована на базе персонального компьютера с установленной платой подключения телефонных линий. Количество телефонных линий должно определяться исходя из количества оповещаемых абонентов и требуемого времени оповещения.
Задействование муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года в„– 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях" и разделом III Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года в„– 578/365.
64. Общие требования к составу объектов, оборудованию, структуре системы-112 определены ГОСТ Р 22.7.03-2021 Национальный стандарт Российской Федерации "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".

XI. Требования к защите информации

В ЕДДС выполняются требования по обеспечению защиты информации, предъявляемые к автоматизированным системам управления, государственным информационным системам и защите персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года в„– 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 февраля 2013 года в„– 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах".


------------------------------------------------------------------