<Письмо> Управления Минюста РФ по Архангельской обл. и Ненецкому автономному округу от 26.09.2023 N 29/02-4806 <О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации>



МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ И НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

<ПИСЬМО>
от 26 сентября 2023 г. в„– 29/02-4806

<О ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>

ВОПРОС-ОТВЕТ

Возможно ли перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации? Если да, необходимо ли в уставе муниципального образования указывать на их перераспределение? На какой срок законом субъекта Российской Федерации допускается перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации?

В соответствии с частью 1.2 статьи 17, пунктом 2 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ) в уставе муниципального образования закрепляется перечень вопросов местного значения.
Законами субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Верховным Судом Российской Федерации в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам от 18.12.2018 в„– 57-АПГ18-15 отмечено, что передача полномочий от одного уровня публичной власти к другому не влечет изменений их правовой природы.
Перераспределенные полномочия, по-прежнему, остаются полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно установленному частью 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации принципу единства системы публичной власти муниципальные нормативные правовые акты не должны вступать в противоречие с законами субъектов Российской Федерации как актами, обладающими большей юридической силой.
Таким образом, в уставе муниципального образования подлежат закреплению все вопросы местного значения, полномочия по решению которых Федеральным законом от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ отнесены к компетенции соответствующего муниципального образования. Однако, в случае передачи отдельных полномочий на другой уровень публичной власти в уставе муниципального образования указывается на их перераспределение.
В соответствии с частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ перераспределение указанных полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом такие законы субъекта Российской Федерации должны вступать в силу с начала очередного финансового года.
Указанные требования Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ о сроке перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации установлены в целях обеспечения стабильности такого перераспределения на срок действия соответствующего закона субъекта Российской Федерации, поэтому внесение изменений в такой закон субъекта Российской Федерации до истечения срока его действия или досрочное признание утратившим силу этого закона не допускается.


------------------------------------------------------------------