По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Решение Архангельского облсуда от 15.02.2023 N 3а-3/2022 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими приложений N 1, 2, 4 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20.12.2016 N 66-т/9 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "ТГК-2" потребителям, расположенным на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Приморский муниципальный район" и "Северодвинск", приложений N 1, 2, 4 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20.12.2016 N 66-т/9 >
ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело N 3а-3/2022 15 февраля 2023 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
при секретаре Когиной А.А.,
с участием прокурора Мошниковой З.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комплексное коммунальное предприятие", общества с ограниченной ответственностью "Специализированное транспортное обслуживание населения - Архангельск" о признании недействующими приложений в„– 1, 2, 4 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20.12.2016 в„– 66-т/9 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "ТГК-2" потребителям, расположенным на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Приморский муниципальный район" и "Северодвинск", приложений в„– 1, 2, 4 к постановлению от 20.12.2016 в„– 66-т/9 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "ТГК-2" потребителям, расположенным на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Приморский муниципальный район" и "Северодвинск" в редакции постановления от 29.09.2017 в„– 44-т/1,
установил:
решением Архангельского областного суда от 30.09.2022 отказано в удовлетворении административного иска ООО "Комплексное коммунальное предприятие" о признании недействующими приложений в„– 1, 2, 4 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20.12.2016 в„– 66-т/9 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "ТГК-2" потребителям, расположенным на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Приморский муниципальный район" и "Северодвинск", приложений в„– 1, 2, 4 к постановлению от 20.12.2016 в„– 66-т/9 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "ТГК-2" потребителям, расположенным на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Приморский муниципальный район" и "Северодвинск" в редакции постановления от 29.09.2017 в„– 44-т/1.
По делу установлено, что согласно уточненным исковым требованиям, поданным 17.09.2021 (т. 13 л.д. 41-42), ООО "Спец Тон-Архангельск" заявлены требования о признании недействующими приложений в„– 1, 2, 4 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20.12.2016 в„– 66-т/9 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "ТГК-2" потребителям, расположенным на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Приморский муниципальный район" и "Северодвинск", приложений в„– 1, 2, 4 к постановлению от 20.12.2016 в„– 66-т/9 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "ТГК-2" потребителям, расположенным на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Приморский муниципальный район" и "Северодвинск" в редакции постановления от 29.09.2017 в„– 44-т/1. Указанные требования судом не разрешены, на что указано в определении Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 18.01.2023.
В соответствии со статьей 183 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) до вступления в законную силу решения по административному делу суд, принявший решение, по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе может принять дополнительное решение в случае, если:
1) по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, не было принято решение суда;
2) суд, разрешив вопрос о восстановлении нарушенных прав административного истца, не указал соответствующие действия, которые обязан совершить административный ответчик;
3) судом не разрешен вопрос о судебных расходах.
В судебном заседании представитель ООО "ККП", ООО "Спец Тон-Архангельск" Ефимов В.В. указал, что обществом "Спец Тон-Архангельск" оспариваются приложений в„– 1, 2, 4 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20.12.2016 в„– 66-т/9 и приложения Nв„– 1, 2, 4 к указанному постановлению в редакции постановления от 29.09.2017 в„– 44-т/1, как затрагивающие интересы общества по основаниям, изложенным в совместном административном исковом заявлении с ООО "ККП".
Представитель Агентства по тарифам и ценам Архангельской области Петухов А.В. с требованиями не согласился, просит ООО "Спец Тон-Архангельск" в удовлетворении административного иска отказать.
ПАО "ТГК-2" о дате и времени судебного разбирательства извещено, своего представителя в суд не направило. По определению суда дело рассмотрено в отсутствие представителя ПАО "ТГК-2".
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего требования ООО "Спец Тон-Архангельск" не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
ООО "СпецТОН" является теплосетевой организацией, владеющей тепловыми сетями, с использованием которых ПАО "ТГК-2" поставляет тепловую энергию потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Архангельск" (Северный округ).
В период с октября 2018 г. по декабрь 2019 г. ООО "Спец Тон-Архангельск" оказывало услуги ПАО "ТГК-2" по транспортировке тепловой энергии от Архангельской ТЭЦ до конечных потребителей, расположенных в Северном округе г. Архангельске.
Постановлением Агентства от 25.09.2018 в„– 46-т/3 для ООО "Спец Тон-Архангельск" установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Архангельск" с 26.09.2018 по 31.12.2021, в том числе 45,52175 руб./Гкал на период с 26.09.2018 по 31.12.2018; тарифы установлены из расчетного периода регулирования 12 месяцев.
Общество в период с 01.10.2018 по 31.12.2018 оказывало Компании услуги по передаче тепловой энергии потребителям Северного территориального округа г. Архангельска в отсутствие договора на оказание услуг по транспортировке тепловой энергии.
Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде в„– 1/000472-2000/ДогЭСД19 заключен между ПАО "ТГК-2" и ООО "СпецТОН" 10.01.2019, разногласия по которому урегулированы решением Арбитражного суда Архангельской области от 05.09.2019 по делу в„– А05-3473/2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого апелляционного арбитражного суда от 23.12.2019.
В расчетах за тепловую энергию, поставляемую с целью компенсации потерь за октябрь-декабрь 2018 г., ПАО "ТГК-2" применен тариф, установленный приложением в„– 2 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20.12.2016 в„– 66-т/9, в редакции постановления от 30.10.2018 в„– 56-т/9.
В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 в„– 1075 (далее - Основы ценообразования), регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Во исполнение приведенной правовой нормы постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области в„– 66-т/9 от 20.12.2016 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "ТГК-2" потребителям, расположенным на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Приморский муниципальный район" и "Северодвинск" (далее - постановление в„– 66-т/9) установлены:
- долгосрочные параметры регулирования деятельности ОАО "ТГК-2" на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Приморский муниципальный района" и "Северодвинск" на долгосрочный период регулирования 2017 - 2021 гг. для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов (приложение в„– 1);
- тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО "ТГК-2" потребителям на территории муниципальных образований "Город Архангельск" и "Приморский муниципальный район" (приложение в„– 2);
- тарифы на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии ОАО "ТГК-2", поставляемую потребителям на территории муниципального образования "Город Архангельск" (приложение в„– 4).
В силу ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Законом о теплоснабжении, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 в„– 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 в„– 760-э (далее - Методические указания).
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Архангельской области в соответствии с Положением об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденным постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2009 в„– 214-пп, является упомянутое агентство.
Оспариваемые акты приняты уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликованы и по этим основаниям не оспариваются.
ПАО "ТГК-2", являясь теплоснабжающей организацией, осуществляет регулируемый вид деятельности - производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 11 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа с дифференциацией в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель (часть 4 статьи 11 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 в„– 1075 (далее - Основы ценообразования), регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Согласно пункту 94 Основ ценообразования единая теплоснабжающая организация поставляет тепловую энергию (мощность) по единому тарифу всем потребителям, находящимся в зоне ее деятельности и относящимся к одной категории (группе) потребителей.
Постановлением мэрии г. Архангельска от 24.02.2014 в„– 136 ПАО "ТГК-2" присвоен статус единой теплоснабжающей организации муниципального образования "Город Архангельск" до 2028 г. На основании постановления администрации муниципального образования "Северодвинск" от 23.10.2018 в„– 409-па ПАО "ТГК-2" также имеет статус единой теплоснабжающей организации в пределах территории муниципального образования "Северодвинск".
В силу пункта 25 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей.
Дело об установлении тарифов на тепловую энергию на 2017 - 2021 гг. было открыто по предложению ОАО "ТГК-2" на основании заявления от 29.04.2016 в„– 2000-09/001599-2016, согласно которому необходимая валовая выручка определена организацией в целом для муниципальных образований "Город Архангельск", "Приморский муниципальный район" и "Северодвинск".
Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20.12.2016 в„– 66-т/9 (далее - Агентство, орган регулирования) утверждены долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО "ТГК-2" потребителям, расположенным на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Приморский муниципальный район" и "Северодвинск".
Приложением в„– 1 к постановлению утверждены долгосрочные параметры регулирования деятельности ОАО "ТГК-2" на долгосрочный период регулирования 2017 - 2021 гг. для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов. Базовый уровень операционных расходов установлен на 2017 г. в размере 1113501,6 тыс. руб., нормативный уровень прибыли - 2,39%.
Приложением в„– 2 к постановлению установлены тарифы на тепловую энергию ОАО "ТГК-2", поставляемую потребителям, расположенным на территории муниципальных образований "Город Архангельск" и "Приморский муниципальный район".
Пунктом 1 приложения в„– 2 установлен одноставочный тариф для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, в размере 1400,86 руб. (вода), 1533,31 руб. (пар) с 01.01.2017 - 30.06.2017; 1442,92 руб. (вода); 1841,51 руб. (пар) - с 01.07.2017 - 31.12.2017.
Пунктом 2 приложения в„– 2 установлен одноставочный тариф для населения (с учетом НДС) в размере 1653,01 руб. (вода) с 01.01.2017 - 30.06.2017, 1702,65 руб. - с 01.07.2017 - 31.12.2017.
Пунктом 3 приложения в„– 2 установлен одноставочный тариф для потребителей, приравненных к населению, в размере 1400,86 руб. (вода) с 01.01.2017 - 30.06.2017, 1442,92 руб. - с 01.07.2017 - 31.12.2017.
Согласно примечанию организация является плательщиком налога на добавленную стоимость (пункт 1 примечания), тарифы для населения без учета налога на добавленную стоимость составляют: с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 1400,86 руб./Гкал; с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 1442,92 руб./Гкал (пункт 2 примечания).
Приложением в„– 4 к постановлению утверждены тарифы на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии ОАО "ТГК-2", поставляемую потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Архангельск".
Одноставочный тариф для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, установлены с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 633,07 руб./Гкал вода), 1015,20 руб. (пар); с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 633,07 руб./Гкал (вода), 1015,20 руб. (пар).
Согласно примечанию организация является плательщиком налога на добавленную стоимость (пункт 1), величины расходов на топливо, отнесенных на 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в виде воды от источника тепловой энергии ОАО "ТГК-2", составляют с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 582,24 руб./Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 604,05 руб./Гкал (пункт 2); величины расходов на топливо, отнесенных на 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в виде пара от источника тепловой энергии ОАО "ТГК-2", составляют: с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 649,83 руб./Гкал; с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 674,31 руб./Гкал (пункт 3).
Согласно пункту 7 Методических указаний тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Особенности расчета необходимой валовой выручки, относимой на производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, приведены в главе VIII настоящих Методических указаний.
Пунктом 12 Основ ценообразования предусмотрено, что необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, указанным в пункте 10 настоящего документа.
Виды регулируемых цен (тарифов) на товары и услуги в сфере теплоснабжения приведены в пункте 4 Основ ценообразования.
В силу пункта 23 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования (на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов источника тепловой энергии, - по каждому источнику тепловой энергии), могут быть дифференцированы по следующим параметрам в соответствии с методическими указаниями:
а) вид теплоносителя (вода, пар);
б) параметры теплоносителя;
в) системы теплоснабжения;
г) схемы подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения (подключение к коллектору источника тепловой энергии, к тепловой сети до тепловых пунктов, эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, к тепловой сети после тепловых пунктов (на тепловых пунктах), эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, подключение к магистральным тепловым сетям, подключение к распределительным тепловым сетям, подключение к центральному тепловому пункту, подключение к индивидуальному тепловому пункту);
д) - е) утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 19.04.2017 в„– 468;
ж) категории (группы) потребителей (покупателей);
з) территории поселений, городских округов в установленных границах.
Методики расчета долгосрочных тарифов приведены в разделе III Основ ценообразования.
Методические указания определяют методологию расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Пунктом 8 Методических указаний предусмотрено, что расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
Для целей расчета тарифов в сфере теплоснабжения при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой от источника тепловой энергии (далее также - объем отпуска тепловой энергии от источника тепловой энергии), используется объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, уменьшенный на расход тепловой энергии на хозяйственные нужды.
При определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети (далее также - объем отпуска тепловой энергии из тепловой сети), используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 118 настоящих Методических указаний.
Раздел IX Методических указаний содержит порядок расчета (с указанием конкретных формул) следующих тарифов: тарифов на тепловую энергию (мощность) без учета стоимости услуг на передачу энергии (подраздел IX.I, формулы 68 - 77); тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (подраздел IX.II, формулы 78 - 86); тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, теплосетевым организациям (подраздел IX.III, формулы 87 - 91); тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям (подраздел IX.IV, формулы 92 - 102).
Порядок установления тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе содержание экспертного заключения, решения об установлении регулируемых цен (тарифов), требования к заседанию правления тарифного органа, на котором разрешается вопрос об утверждении тарифов, установлены Правилами регулирования цен, Регламентом открытия дел об установлении регулирования цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом ФОТ России от 07.06.2013 в„– 163.
В эксплуатации ПАО "ТГК-2" находятся 3 ТЭЦ (АТЭЦ, СТЭЦ-1, СТЭЦ-2), тепловые сети и 2 локальные котельные, согласно учетной политике организации учет затрат осуществляется раздельно по структурным подразделениям организации, территориально находящимся в г. Архангельске и Приморском муниципальном районе - АТЭЦ, локальные котельные, АГТС (тепловые сети), в г. Северодвинске - СТЭЦ-1, СТЭЦ-2, СГТ (тепловые сети).
Согласно экспертному заключению регулирующего органа от 20.12.2016 основные плановые показатели ПАО "ТГК-2" на расчетный период регулирования отражены с разбивкой по структурным подразделениям организации, расположенным на территории муниципальных образований "Город Архангельск", Приморский муниципальный район" и "Северодвинск", в том числе:
- базовый уровень операционных расходов, индекс эффективности операционных расходов, нормативный уровень прибыли, необходимая валовая выручка в разрезе по статьям расходов (приложение в„– 2 к заключению);
- объем полезного отпуска (приложения в„– 1 и 2 к экспертному заключению).
НВВ организации определена в размере 6176347,5 тыс. руб. и представляет собой сумму произведений тарифов, установленных по видам теплоносителя и плановых объемов годового полезного отпуска, расчет изложен в приложении в„– 2 к заключению, представляет собой сводную форму с разбивкой по структурным подразделениям организации, расположенным на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Приморский муниципальный район", "Северодвинск".
Базовый уровень операционных расходов приведен в приложениях в„– 1 и в„– 3 к экспертному заключению от 20.12.2016, выполнен в разрезе по структурным подразделениям и по системам теплоснабжения.
Расчет тарифов на тепловую энергию представлен в приложении в„– 11 к экспертному заключению от 20.12.2016.
Показатели баланса тепловой энергии, вырабатываемой в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, учтены в соответствии с приказом ФАС России от 17.11.2016 в„– 1601/16-ДСП "Об утверждении сводного прогнозного баланса производства и поставок энергии в рамках Единой энергетической системы по Архангельской области". Выработка тепловой энергии локальными котельными учтена в размере 5,788 тыс. Гкал. Размер технологических потерь тепловой энергии принят в соответствии с постановлением министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 23.11.2016 в„– 113-пн "Об утверждении технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2017 год". Величина полезного отпуска тепловой энергии на каждый год долгосрочного периода регулирования установлена в объеме, включенном в тепловой баланс на первый год долгосрочного периода регулирования.
По делу назначена и проведена судебная экспертиза. Согласно выводам эксперта Кузнецовой Е.Г. долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО "ТГК-2" потребителям, расположенным на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Приморский муниципальный район", тарифы на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии ОАО "ТГК-2", поставляемую потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Архангельск", указанные в приложениях в„– 1, 2 и 4 к постановлению от 20.12.2016 в„– 66-т/9 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "ТГК-2" потребителям, расположенным на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Приморский муниципальный район" и "Северодвинск", в приложении в„– 1, 2 постановления от 20.12.2016 в„– 66-т/9 в редакции постановления от 29.09.2017 в„– 44-т/1, установленные на период регулирования 2017 г., не являются экономически обоснованными.
Установление регулирующим органом экономически необоснованных долгосрочных параметров регулирования деятельности (приложение в„– 1 к постановлению от 20.12.2016 в„– 66-т/9, приложение в„– 1 к постановлению в„– 44-т/1 от 29.09.2017) и неверный расчет тарифов на тепловую энергию (приложение в„– 2, 4 к постановлению от 20.12.2016 в„– 66-т/9, приложение в„– 2, 4 к постановлению в„– 44-т/1) повлияло на определение размера тарифов на тепловую энергию, тарифов на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии в сторону завышения тарифов, установленных на 2017 г.
Эксперт в обоснование заключения указал на отсутствие анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования (2016), принятие расходов регулируемой организации исходя из умножения величины расходов факт (2015), умноженных на ИПЦ на 2016 г., 2017 г., что является нарушением требований пункта 37 Методических указаний и фактическим неприменением метода экономически обоснованных расходов в соответствии с главой IV Методических указаний.
Регулирующим органом, по мнению эксперта, допущено нарушение методологии расчета, определение неверной (завышенной) величины НВВ, связанной с производством тепловой энергии, ее передаче и сбытом, а также определение неверной заниженной величины полезного отпуска тепловой энергии как с источников тепловой энергии (коллекторов), так и тепловой энергии отпускаемой из тепловой сети. Расходы, связанные с производством тепловой энергии (мощности) на источниках тепловой энергии, учитывались регулирующим органом при расчете тарифа потребителям тепловой энергии (приложение в„– 2 к постановлениям агентства), что исключает возможность установления отдельного экономически обоснованного тарифа с коллекторов источника - Архангельская ТЭЦ (приложение в„– 4 к постановлению агентства) (л. 82 экспертного заключения от 12.04.2022).
Неверно определена величина полезного отпуска по источникам АТЭЦ и Котельные. По источнику энергии "Котельные" отпуск с коллекторов составляет 5,78 тыс. Гкал/год, добавлен объем покупной энергии в размере 319,47 тыс. Гкал и 1,57 тыс. Гкал (теплоноситель 2,5 - 7,0 кг/см2).
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.05.2001 в„– 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд относится к его выводам критически.
Эксперт, приходя к выводу о нарушении регулирующим органом методологии расчета долгосрочных параметров регулирования и тарифов, исходит из утверждения об определении НВВ, нормативного уровня прибыли, базового уровня операционных расходов без дифференциации по системам теплоснабжения (г. Архангельск, г. Северодвинск), в общей величине; несоответствием приложений к экспертному заключению агентства Методическим рекомендациям, а именно отсутствием расчетов тарифа в соответствии с приложениями 4.1 - 4.3, 6.1 - 6.5 к Методическим рекомендациям.
Указанные выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Согласно пункту 23 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования (на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов источника тепловой энергии, - по каждому источнику тепловой энергии), могут быть дифференцированы по параметрам, указанным в данной норме, в том числе и по системам теплоснабжения.
По смыслу приведенной нормы решение по дифференциации тарифов находится в ведении регулирующего органа и принимается по его усмотрению.
Расчет тарифов на тепловую энергию произведен агентством в соответствии с разделом IX Методических указаний в разрезе структурных подразделений общества по системам теплоснабжения (г. Архангельск, Приморский район и г. Северодвинск), источникам тепловой энергии (АТЭЦ, СТЭЦ-2 и СТЭЦ-2) и видам теплоносителя (пар, вода).
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При отсутствии данных, указанных в пункте 29 настоящего документа, обоснованность фактических значений расходов (цен) определяется с использованием официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке. Применяемая цена определяется как расчетная цена, сложившаяся за предшествующие 3 года с учетом прогнозных индексов изменения цены по соответствующей отрасли (пункт 30 Основ).
При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность (пункт 31 Основ).
При принятии решения об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов (декабрь 2016 г.) фактические расходы организации за 2016 г. не могли быть использованы по причине неполного календарного года, в связи с чем регулирующим органом обоснованно приняты к расчету сведения о расходах за 2015 г. с применением соответствующего ИПЦ. Соответствующие выводы эксперта Кузнецовой Г.А. суд находит несостоятельными. Как и выводы эксперта о неверном определении величины полезного пуска на источниках АТЭЦ, "Котельные". В экспертном заключении судебной экспертизы указано на то, что в постановлении министерства ТЭУ и ЖКХ Архангельской области от 23.11.2016 в„– 113-пн "Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2017 год" потери в размере 88196 Гкал определены не по сетям ОАО "ТГК-2", а по сетям иных, прочих организаций. Со ссылкой на разъяснения министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области от 09.06.2020 эксперт пришел к выводу о неверном определении регулирующим органом величины нормативных потерь в размере 500,14 тыс. Гкал, экспертом сделан вывод о том, что величина нормативных потерь должна была составить 411,944 тыс. Гкал (приведено из экспертного заключения, л.36).
В соответствии с пунктом 8 Методических указаний в„– 760-э при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети, используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 118 настоящих Методических указаний.
При расчете тарифов на тепловую энергию агентством принят размер технологических потерь тепловой энергии в соответствии с постановлением МинТЭК и ЖКХ от 23.11.2016 в„– 113-пн "Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2017 год", являющегося уполномоченным органом по утверждению нормативов.
Решением Архангельского областного суда от 12.08.2020 по административному делу в„– 3а-509/2020 по административному иску ООО "ККП" признано недействующим со дня вступления в законную силу решения суда постановление МинТЭК и ЖКХ от 23.11.2016 в„– 113-пн "Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2017 год" в части нормативов потерь и затрат теплоносителя (воды) - 125331 м3, нормативов потерь тепловой энергии - 88196 Гкал, установленных для тепловых сетей муниципального образования "Город Архангельск", прочих организаций, входящих в систему централизованного теплоснабжения.
Вступившее в законную силу решение Архангельского областного суда от 12.08.2020 по административному делу в„– 3а-509/2020, не влечет признание недействующим постановления в„– 66-т/9 и приложений к нему, так как не опровергает обоснованности применения постановления в„– 113-пн на дату установления тарифов в декабре 2016 г. Ссылки эксперта в заключении судебной экспертизы на разъяснения, данные министерством ТЭК и ЖКХ в 2020 г. при исследовании экономической обоснованности принятия тарифного решения в декабре 2016 г. несостоятельны.
Полезный отпуск по источнику тепловой энергии "Котельные" определен агентством в размере 325,26 тыс. Гкал в соответствии с формулой, предусмотренной пунктом 3 примечаний к приложению 4.1 "Расчет полезного отпуска тепловой энергии" к Методическим указаниям.
По результатам внеплановой документарной проверки агентства по тарифам и ценам Архангельской области при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ОАО "ТГК-2" на 2017 г., проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 14.03.2017 в„– 301/17, в адрес административного ответчика 17.08.2017 вынесено предписание в„– СП-56752/17, которым указано на необходимость произвести перерасчет расходов по статьям затрат "Расходы на приобретение сырья и материалов", "Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями", "Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг" в соответствии с требованиями пункта 37 Методических указаний и потребностями ОАО "ТГК-2"; провести анализ экономически обоснованных расходов (доходов) на оказание услуг по теплоснабжению ОАО "ТГК-2" за 2014 - 2016 гг. с учетом анализа исполнения инвестиционной программы ОАО "ТГК-2" и определить размер экономически обоснованных расходов, учтенных агентством по тарифам и ценам Архангельской области на 2017 г. и на последующие годы долгосрочного периода регулирования; произвести расчет НВВ ОАО "ТГК-2" 2017 - 2021 гг., а также все корректировки с учетом пунктов 1.1, 1.2 предписания и в соответствии с Методическими указаниями, с учетом исключения выявленных экономически необоснованных расходов, отразив результаты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. По результатам исполнения определить НВВ ОАО "ТГК-2" на 2017 г. и пересмотреть тарифы в сфере теплоснабжения. В подтверждение исполнения направить в ФАС России заверенные копии решения органа регулирования, протокола заседания агентства по тарифам и ценам Архангельской области (пункт 2 предписания) (т.5 л.д. 146-156).
Других нарушений при установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов контролирующим органом не установлено.
Во исполнение предписания ФАС России постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29.09.2017 в„– 44-т/1 в постановление от 20.12.2016 в„– 66-т/9 внесены изменения.
Приложения в„– 1 - 5 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20.12.2016 в„– 66-т/9 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ПАО "ТГК-2" потребителям, расположенным на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Приморский муниципальный район" и "Северодвинск" изложены в новой редакции.
Согласно приложению в„– 1 Базовый уровень операционных расходов установлен на 2017 г. в размере 1137443,4 тыс. руб., нормативный уровень прибыли - 2,39%.
Тарифы, установленные приложеняиями в„– 2 и в„– 4, не изменены.
Согласно экспертному заключению агентства от 28.09.2017 по статье "Расходы на приобретение сырья и материалов" учтены 181707,5 тыс. руб., вместо ранее учтенных в размере 152603,5 тыс. руб.; по статье "Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями" учтены в размере 42083,9 тыс. руб., вместо 45590,1 тыс. руб. при установлении тарифов на 2017 г.; по статье "Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг", учтены расходы в размере 60846,8 тыс. руб., вместо 63034,9 тыс. руб. Кроме того, исключены денежные средства в размере 25138,9 тыс. руб. в связи с неисполнением на 2015 г. утвержденной программы Главного управления ПАО "ТГК-2" по Архангельской области в сфере теплоснабжения, на основании представленных ПАО "ТГК-2" документов дополнительно произведен расчет экономии операционных расходов, образовавшейся за счет оптимизации штатной численности за период 2014 - 2016 гг., сокращения персонала. Произведен перерасчет НВВ (приложение в„– 3 к экспертному заключению от 29.09.2017).
Таким образом, требования предписания ФАС России регулирующим органом исполнены. Доказательств обратного материалы административного дела не содержат.
Заключение судебной экспертизы о необоснованности учета экономии от снижения операционных расходов основано на отсутствии анализа фактически понесенных в 2016 г. расходов в целом и отсутствии перерасчета, требуемого предписанием, признается судом несостоятельным.
Факт наличия ФАС России решения от 17.08.2017, принятого после оспариваемого постановления в„– 66-т/9, не является правовым основанием для признания недействующими как приложений 1, 2 и 4 к названному постановлению в„– 66-т/9, так и приложений 1, 2 и 4 к постановлению в„– 66-т/9 в редакции постановления от 29.09.2017 в„– 44-т/1.
Позиция эксперта при даче заключения основана на ошибочном суждении об обязанности регулирующего органа определить долгосрочные параметры регулируемой организации и тарифов отдельно по системам теплоснабжения, в частности, отдельно для муниципального образования "ГородАрхангельск", что влечет и ошибочность выводов заключения. Выводы судебной экспертизы носят общий характер без указания, какие расходы учтены ошибочно или не учтены, без приведения соответствующих расчетов, без возможности проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.05.2001 в„– 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", в связи с чем заключение судебной экспертизы не может быть принято в качестве допустимого доказательства по делу.
Отсутствие в экспертном заключении от 28.05.2019 или в протоколе заседания коллегии тарифного органа (или в приложении к нему) конкретных расчетов тарифов по формам, содержащимся в приложениях - таблицах 6.3, 6.5, 6.4 к Методическим указаниям, не свидетельствует ни о непроведении тарифным органом поименованных расчетов, ни о нарушении требований Правил регулирования и Регламента, предъявляемых к содержанию экспертного заключения, к протоколу заседания тарифного органа.
В соответствии с пунктом 33 Методических указаний при расчете долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определяется на основе долгосрочных параметров регулирования, которые определяются перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяются (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 51 Основ ценообразования), в том числе на основе такого параметра, как базовый уровень операционных расходов, устанавливаемый органом регулирования в соответствии с пунктом 37 Методических указаний.
Согласно пункту 37 Методических указаний при расчете базового уровня операционных расходов учитываются: расходы на сырье и материалы; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда; расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг; расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала; лизинговый платеж, арендная плата, определяемые в соответствии с пунктами 45 и 65 Основ ценообразования; другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, в том числе расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на канцелярские товары.
Проверяя доводы административного истца о необоснованности содержащихся в экспертном заключении органа регулирования выводов, а также о несоответствии оспариваемого постановления и приложений к нему положениям действующего законодательства, изучив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что органом регулирования не допущено нарушений при определении долгосрочных параметров регулирования и тарифов.
Суд также учитывает, что расчеты между ООО "Спец Тон-Архангельск" и ПАО "ТГК-2" за 2018 г. завершены, споры отсутствуют.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, оспариваемые положения постановления, приложений к нему не противоречат действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы истца.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление ООО "Спец Тон-Архангельск" удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 183 КАС РФ, суд
решил:
обществу с ограниченной ответственностью "Специализированное транспортное обслуживание населения - Архангельск" в удовлетворении административного иска о признании недействующими приложений в„– 1, 2, 4 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20.12.2016 в„– 66-т/9 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "ТГК-2" потребителям, расположенным на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Приморский муниципальный район" и "Северодвинск", приложений в„– 1, 2, 4 к постановлению от 20.12.2016 в„– 66-т/9 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "ТГК-2" потребителям, расположенным на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Приморский муниципальный район" и "Северодвинск" в редакции постановления от 29.09.2017 в„– 44-т/1 отказать.
Обязать агентство по тарифам и ценам Архангельской области опубликовать сообщение о принятом дополнительном решении в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном интернет-портале правовой информации в течение одного месяца со дня вступления дополнительного решения суда в законную силу.
На дополнительное решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения дополнительного решения в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий:
судья Архангельского областного суда И.В. Рогова
Дополнительное решение в окончательной форме вынесено судом 22.02.2023
------------------------------------------------------------------