Решение Архангельского облсуда от 30.01.2023 N 3а-3/2023 <О признании недействующим подпункта 7.3 "Организации общественного питания (кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые" пункта 7 "Иные категории" нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области, утвержденных постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 24.03.2022 N 5п>



АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело N 3а-3/2023 30 января 2023 года


РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
при секретаре Когиной А.А.,
с участием прокурора Ефимовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Большаковой Л.М., общества с ограниченной ответственностью "Лавис Инвест" о признании частично недействующим постановления министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 24 марта 2022 г. в„– 5п "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области",

установил:

постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - министерство) от 24.03.2022 в„– 5п "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области" установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов (далее - нормативы ТКО) на территории Архангельской области.
Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 25.03.2022.
Большакова Л.М. обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать недействующим норматив накопления в размере 378,90 кг/год, 2,75 куб. м/год на одного человека для многоквартирных домов в населенных пунктах с численностью населения более 12 тысяч человек, содержащийся в подпункте 2.1 пункта 2 приложения к постановлению министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 24.03.2022 в„– 5п. В обоснование заявленных требований указывает на необоснованный и завышенный размер оспариваемого норматива, так как и предшествующие нормативы, утвержденные постановлением министерства от 23.05.2018 в„– 11п, в редакции постановления от 04.07.2019 в„– 20п, от 29.01.2021 в„– 1п, в размере 2,77 куб. м на 1 человека, 2,38 куб. м на 1 человека соответственно, признаны недействующими. Разница с ранее действующим нормативом составляет более половины кубического метра (2,75 - 2,29 = 0,46). Несмотря на то, что новые натурные замеры проводились на территории г. Архангельска, результаты замеров являются аналогичными признанным недействующими.
В дополнениях к административному иску Большакова Л.М. указывает, что в соответствии с пунктом 7 постановления в„– 269 в г. Архангельске в натурных замерах должны были участвовать не менее 1% общей численности городского округа, в г. Вельске - не менее 2% общей численности. Из представленного ООО "ПСО "Волга" реферата следует, что в г. Архангельске проведены натурные замеры в многоквартирных жилых домах с численностью 1871 человек, в г. Вельске - 372 человека, что значительно меньше требуемых расчетных единиц (т. 3 л.д. 68).
Указывает, что в техническом задании к государственному контракту от 15.02.2021 не было указано на конкретные населенные пункты, участвующие в натурных замерах, в связи с чем определение кадастровых кварталов в качестве участков проведения замеров и объектов каждой категории является произвольным. В исследованиях, с учетом неправильного определения участков и объектов натурных замеров, не соблюден критерий, установленный пунктом 7 Правил определения нормативов накопления ТКО - не менее 1% проживающих общей численности населения по г. Архангельску и не менее 2% проживающих общей численности населения по г. Вельску (т. 5 л.д. 83).
ООО "ПСО "Волга", оказавшее услуги по проведению натурных замеров и определению нормативов накопления ТКО, в нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, приступило к исполнению обязательств до заключения государственного контракта. Считает, что начало натурных замеров по сезону "Зима" следует исчислять с даты заключения контракта, а не ранее, следовательно, по указанному сезону замеры проводились четыре дня - 12-15.02.2021, в нарушение пункта 11 Правил определения нормативов накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 6 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО, следовало выбрать не два, а по два муниципальных образований каждой категории, в общем количестве 6 муниципальных образований, тогда как фактически выбрано только два муниципальных образования - г. Архангельск и г. Вельск (т.5 л.д. 117-118, т. 5 л.д. 160-161, т. 6 л.д. 237). Обращает внимание, что из представленных свидетельств о поверке измерительных приборов, электронные весы с заводским номером 30818 не имели действующей поверки в период измерений по сезонам "Зима" и "Весна".
Общество с ограниченной ответственностью "Лавис-Инвест" (далее по тексту - общество, ООО "Лавис-Инвест") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим норматива накопления отходов в размере 127,8 кг/год и 2,63 куб. м/год, установленный подпунктом 7.3 пункта 7 "Иные категории" нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области, утвержденных постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 24.03.2022 в„– 5п. В обоснование иска указано, что общество осуществляет деятельность в сфере общественного питания, в частности осуществляет деятельность кафе "Блин Хаус" (г. Архангельск, пр. Ленинградский д. 255, г. Архангельск, пр. Троицкий д. 94), ресторана "Оливье" (г. Архангельск, ул. Воскресенская д. 93/1, г. Архангельск, ул. Тимме д. 1/3), в результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления. Плата за обращение с твердыми коммунальными отходами определяется из тарифа и норматива накопления отходов. Норматив накопления твердых коммунальных отходов для организаций общественного питания утвержден министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в завышенном размере, с нарушением федерального законодательства.
Определением судьи от 08.11.2022 административные дела в„– 3а-338/2022 по административному иску Большаковой Л.М. и в„– 3а-425/2022 по административному иску ООО "Лавис Инвест" объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель Большаковой Л.М., ООО "Лавис Инвест" Большаков Д.В. требования поддержал.
Представитель министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Куракина И.Н. требования не признала, просит в удовлетворении административного иска отказать. В письменном отзыве указано на следующие обстоятельства.
Постановление об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области принято уполномоченным органом в пределах компетенции, опубликовано в установленном порядке. Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области проведена закупка на оказание услуг по разработке нормативов накопления ТКО (номер закупки 0124200000621000026), на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 02.02.2021 определено лицо, исполняющее контракт, - ООО "Проектно-Строительная Организация "Волга", государственный контракт заключен 15.02.2021. Для проведения натурных исследований определены населенные пункты - г. Архангельск, г. Вельск, с численностью населения 346 979 чел. и 22 328 чел. соответственно. На выбранных участках исполнителем определено не менее 3 объектов каждой категории. Участки определены кадастровыми кварталами, где при определении одного участка учитывалось нахождение многоквартирных жилых домов, второго участка - расположение индивидуальных жилых домов (т. 1 л.д. 46-51, т. 3 л.д. 89-90).
Начало выполнения натурных исследований до заключения государственного контракта обусловлено ограниченными сроками исполнения работ в зимнем периоде. Поскольку общество было определено победителем электронного аукциона, состоявшегося 02.02.2021, условия контракта и технического задания ООО "ПСО "Волга" были известны, выполнение работ до заключения государственного контракта не является нарушением действующего законодательства. Итоговый перечень объектов и отчет были согласованы сторонами при приемке работ по контракту 21.01.2022 (т. 5 л.д. 125-129).
Представитель ООО "ЭкоИнтегратор" Беляева А.Б. с иском не согласилась, указала на его необоснованность. В письменном отзыве указано на недоказанность нарушения прав Большаковой Л.М. фактом принятия нормативов накопления ТКО. Ссылки стороны административного истца о нарушении пункта 7 Правил основаны на ошибочном толковании норм права, не имеющим правового значения. Так как действующим законодательством не предусмотрено фиксации конкретных измерительных приборов при проведении замеров, в силу презумпции добросовестности исполнителя по государственному контракту предполагается использование исправного измерительного оборудования, пока указанное не опровергнуто. Полагает, что Правила не содержат предписаний о проведении замеров исключительно в рамках государственного контракта, а отступление от его условий в части срока начала проведения натурных исследований не является нарушением Правил определения нормативов накопления ТКО и не делает результат таких исследований недействительным, проведенных в соответствие с правовыми предписаниями (т. 6 л.д. 227-228).
Представитель ООО "ПСО "Волга" Азаров А.В. в судебном заседании с иском не согласился, просит в его удовлетворении отказать.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24.06.1998 в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон в„– 89-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона в„– 89-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Федеральный закон в„– 89-ФЗ определяет твердые коммунальные отходы как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 24.7 Федерального закона в„– 89-ФЗ региональные операторы должны заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками таких отходов (если иное не предусмотрено законодательством), а последние обязаны оплачивать эти услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Норматив накопления твердых коммунальных отходов - это среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Порядок определения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах регламентируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354, Правила).
Пункт 148(30) Правил предусматривает расчет указанной платы по формулам; при расчете платы в жилом помещении в формулах 9(1), 9(2) Приложения в„– 2 используются такие переменные, как норматив накопления ТКО и цена на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенная в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Исходя из указанных положений, норматив накопления ТКО напрямую используется при расчете потребителям в жилом помещении платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, на основании него определяется размер такой платы. Он непосредственно входит в формулу расчета тарифа.
Большакова Л.М. как житель г. Архангельска и лицо, права и законные интересы которого может нарушить или затронуть норматив накопления ТКО, в случае его незаконности, вправе оспаривать в судебном порядке нормативный правовой акт, которым установлены нормативы накопления ТКО, применяемые в отношении соответствующей категории объектов жилищного фонда Архангельской области, т.е. нормативы для многоквартирных жилых домов в городских населенных пунктах с численностью населения более 12 тысяч человек.
По указанным основаниям суд не находит оснований к прекращению производства по делу в части, о чем заявлено в письменном отзыве заинтересованного лица ООО "ЭкоИнтегратор" (т. 6 л.д. 227-228). Сам факт того, что размер платы за услуги по вывозу ТКО составил в феврале 2022 г. 306,63 руб., а в апреле 224,67 руб. не исключает правовую заинтересованность административного истца Большаковой Л.М. в оспаривании нормативов накопления ТКО.
В силу требований пункта 1 статьи 24.10 Федерального закона в„– 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 в„– 505.
Согласно пункту 5 Правил коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.
ООО "Лавис Инвест", осуществляя деятельность по оказанию услуг общественного питания, являясь потребителем услуги Регионального оператора по обращению с ТКО, также имеет правовую заинтересованность в оспаривании нормативного правового акта, затрагивающего его интересы (т.1 л.д. 10).
Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области на установление нормативов, что следует из подпункта 17 пункта 3 статьи 3 областного закона от 18.03.2013 в„– 634-38-ОЗ "Об обращении с отходами производства и потребления на территории Архангельской области", подпункта 19 пункта 9 Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 04.03.2014 в„– 92-пп.
Постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - министерство) от 24.03.2022 в„– 5п "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области" установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области.
Оспариваемое постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 25.03.2022.
Подпунктом 2.1 пункта 2 для одного проживающего в многоквартирных жилых домах (далее - МКЖД) в населенных пунктах с численностью населения более 12 тыс. чел. установлен норматив накопления ТКО в размере 378,90 кг/год, 2,75 куб. м/год.
Подпунктом 7.3 пункта 7 "Иные категории" установлен норматив накопления ТКО для организаций общественного питания (кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые) в расчете на 1 место в размере 127,8 кг/год, 2,63 куб. м/год.
Постановление принято уполномоченным органом, в пределах компетенции и по указанным основаниям административными истцами не оспаривается.
Согласно пункту 3 статьи 24.10 Федерального закона в„– 89-ФЗ нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с ТКО, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.
Порядок определения нормативов накопления ТКО устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.10 Федерального закона в„– 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 Правил определения нормативов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 в„– 269 (далее Правила в„– 269), нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
На выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов (пункт 8 Методических рекомендаций).
Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели (пункты 11, 12 Правил определения нормативов).
Пунктом 13 Правил определения нормативов установлено, что норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу.
Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (пункт 13 Правил определения нормативов).
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Пунктом 4 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 в„– 524/пр (далее - Методические рекомендации), предусмотрено, что категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов рекомендуется определять в соответствии с приложением 1 к настоящим методическим рекомендациям.
Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области проведена закупка на оказание услуг по разработке нормативов накопления ТКО на территории Архангельской области, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 02.02.2021 определен победитель аукциона - ООО "Проектно-Строительная Организация "Волга". Государственный контракт на оказание услуг по разработке нормативов накопления ТКО заключен 15.02.2021.
Согласование выбора муниципальных образований произведено путем обмена сообщений. Программа проведения замеров ТКО зимнего периода 2021 г. направлена административному ответчику 15.02.2021 (т.5 л.д. 132), откорректирована 24.02.2021 (т.5 л.д. 134, 162-168).
Согласно государственному контракту от 15.02.2021 (т.3 л.д. 91-96) исполнитель ООО "ПСО "Волга" приняло на себя обязательство оказать услуги по разработке нормативов накопления ТКО на территории Архангельской области в соответствии с условиями настоящего контракта и техническим заданием, утвержденным заказчиком (приложение в„– 1), в срок с даты заключения контракта и не позднее 01.11.2021.
В соответствии с техническим заданием замеры проводятся по каждому объекту (не менее 3 объектов в каждой категории) в зоне деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, определенной соответствии с постановлением правительства Архангельской области от 11.04.2017 в„– 114-пп "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области".
Для проведения исследований (замеров) выбираются по два муниципальных образования, в которых:
а) обладающей отраслью является сельское хозяйство;
б) преобладающими отраслями являются химическая, обрабатывающая, добывающая и прочие виды промышленности;
в) большая площадь территории районов занята особо охраняемыми природными территориями, рекреационными и лесными зонами.
Выбор участков поселений и городских округов для проведения исследований (замеров) осуществляется не менее чем по 3 объектам каждой категории, в отношении которых будут устанавливать нормативы накопления ТКО (т. 1 л.д. 98).
Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Сроки проведения замеров зима - февраль, весна - апрель, лето - июнь, июль, осень - сентябрь.
Перечень торговых, культурно-бытовых объектов, объектов общественного назначения и иных объектов, на которых планируется проведение натурных исследований (замеров) по определению количества накопленных ТКО, а также мест их расположения в муниципальных образованиях Архангельской области согласовывается с заказчиком (пункт 1.8.2 Технического задания). Перечень объектов, выбранных для проведения натурных исследований (замеров), а также срок, время и порядок проведения замеров согласовывается с заказчиком, на территориях которых расположены выбранные населенные пункты.
Согласно пункту 1.9 технического задания при проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов.
Согласно отчету от 19.01.2022 для проведения натурных исследований выбраны МО "Город Архангельск", относящийся к промышленной группе, Вельский муниципальный район, относящийся к сельскохозяйственной и промышленной группе, Устьянский муниципальный район, относящийся к сельскохозяйственной группе, Красноборский муниципальный район, относящийся к рекреационной группе, Каргопольский муниципальный район, относящийся к рекреационной группе.
В указанных муниципальных образованиях определены населенные пункты - административные центры, городские округа, подлежащие проведению натурных измерений в составе работ по определению нормативов накопления (таблица 5 с. 21 части 1 отчета).
К административным центрам, городским округам отнесены: г. Архангельск, г. Вельск, с. Красноборск, г. Каргополь, рп Октябрьский.
Также определен состав населенных пунктов в сельской местности Архангельской области, подлежащих проведению натурных измерений в составе работ по определению нормативов ТКО, - д. Большая, д. Ершевская, д. Ватамановская, п. Пригородный, с. Березник, д. Нагорская, п. Аргуновский, д. Мелединская (таблица 6 с. 21 части 1 отчета).
Определены категории объектов, в том числе категория "Многоквартирные жилые дома, домовладения в населенных пунктах с численностью населения более 12 тысяч человек", "Организации общественного питания (кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые)".
Исходя из состава выбранных муниципальных образований по категории многоквартирные жилые дома (далее - МКД), в населенных пунктах с населением более 12 тысяч человек натурные исследования проводились в г. Архангельске с численностью населения - 346 979 чел., г. Вельске с численностью населения - 22 328 чел.
Ссылки стороны административного истца о нарушении требований Методических указаний по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Минстроя России от 28.07.2016 в„– 524/пр, и недостаточном количестве муниципальных образований для проведения исследований, суд отклоняет.
Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, разработаны в целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению замеров отходов, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы (пункт 1). Методические рекомендации не содержат положений обязательного характера (пункт 2).
Методические рекомендации, как следует из их содержания, описывают проведение замеров отходов, а также их сроки проведения, определение расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы.
Данный акт не содержит обязательных для исполнения органами государственной власти, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.
Методические рекомендации носят рекомендательный характер, адресованы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и не являются актом, содержащим новые правовые нормы, на основании которых реализуются права и обязанности граждан и/или организаций.
В избранных городских округах выбрано по два участка, определенных кадастровыми кварталами.
По г. Архангельску в замерах участвовали МКД, расположенные по адресам: <адрес>
По г. Вельску в замерах участвовали МКД, расположенные по адресам: <адрес>
Указанные объекты выбраны на участках, определенных границами кадастровых районов, по своей численности населения, отвечающих требованиям, установленным пунктом 7 Правил определения нормативов накопления ТКО.
Так, на участке У1 г. Архангельска, в пределах которого находятся МКД, расположенные по адресам: <адрес> общее количество жителей составляет более 4598 чел., на участке У2 г. Архангельска, в пределах которого находятся МКД, расположенные по адресам: <адрес>, общее количество проживающих граждан составляет более 3604 чел.
На участке У1 г. Вельска более 471 чел., на участке У2 г. Вельска более 458 чел. (т. 5 л.д. 189-191).
Натурные исследования по категории МКД проводились по сезону "Зима" в феврале - с 12 по 18 февраля 2021 г., по сезону "Весна" в апреле - с 12 по 18 апреля, по сезону "Лето" в июле - с 05 по 11 июля, по сезону "Осень" в сентябре - с 10 по 16 сентября.
Доводы административного истца о том, что при проведении замеров нарушены требования пункта 7 Правил определения нормативов накопления ТКО и в натурных исследованиях принято меньшее количество расчетных единиц, определяемых в процентном отношении к общей численности населения, основаны на ошибочном толковании закона.
Установленные пунктом 7 Правил определения нормативов требования являются цензом плотности населения относительно к конкретному (определяемому) участку поселения (городского округа), а не методом расчета единиц, необходимых для определения норматива накопления ТКО (расчетных единиц).
Проведение замеров по соответствующим сезонам подтверждено ведомостями первичных записей определения массы и объема ТКО по МКД, представленными в материалы административного дела и имеющимися в отчете от 19.01.2022.
Замеры по сезону "Зима" начаты после определения победителя по результатам аукциона - 02.02.2021 и продолжены после заключения государственного контракта на оказание соответствующих услуг - 15.02.2021, проведены таким образом в течение 7 дней подряд.
Само по себе проведение замеров в период до заключения государственного контракта при условии проведения аукциона, вопреки доводам административных истцов, не свидетельствует о недостоверности полученных в спорный период времени значений натурных замеров.
Ссылки стороны административного истца на нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг, правового значения при разрешении спора о соответствии нормативного правового акта нормативному правовому акту большей юридической силы не имеют, указанные законоположения к спорным правоотношениям не применимы.
Согласно пунктам 12, 13, 14, 15 Методических рекомендаций массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения) и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Расчет норматива по категории МКД судом проверен и является арифметически правильным.
Административным ответчиком в письменном отзыве от 13.01.2023 (т. 8 л.д. 4) признано неправильное указание и применение в расчетах норматива расчетных единиц по сезону "Осень" по МКД г. Вельска - <адрес>, и указано 153 проживающих вместо фактических 121 (письмо Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Вельского муниципального района в„– 03-31/1903 от 27.09.2021 т. 5 л.д. 159).
Суд находит, что указанное нарушение не является существенным, поскольку при применении в расчете верных единиц последует увеличение норматива и составит 2,78 м3/год, 385,72 кг/год при утвержденном нормативе 2,75 м3/год, 378,90 кг/год.
Суд отклоняет доводы административного истца о допущенных нарушениях при проведении замеров в виде использования измерительного прибора с истекшим сроком поверки, а также нарушении периодичности вывоза ТКО, в связи со следующим.
В материалы дела представлен паспорт на весы крановые ВЭК/1-500, заводской номер 30818, дата продажи 12.2019, свидетельство о поверке в„– 9209 от 07.02.2020, сроком действия до 06.02.2021. В последующем поверка выполнена 06.05.2021, свидетельство о поверке в„– С-БИ/06-05-2021/62526270 (т. 5 л.д. 8-11). Вместе с тем, использование указанного измерительного прибора в период замеров по сезону "Зима" по делу не доказано.
Бездоказательным суд считает и довод стороны административного истца о нарушении периодичности вывоза ТКО и нарушении пункта 11 Правил в„– 269, и подлежащим в связи с этим отклонению.
В отношении контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, и обслуживающей несколько домов, суд считает необходимым отметить следующее.
Действительно, в отчете ООО "ПСО "Волга" от 19.01.2022 имеется письмо врио главы администрации Вельского муниципального района Архангельской области о том, что указанная контейнерная площадка закреплена за домами <адрес> (л.384 Отчета). Однако, в последующем письме от 27.08.2021 информация уточнена, указано, что спорная контейнерная площадка закреплена за домами <адрес> (т.9 л.д. 11-12). Аналогичного содержания дан ответ и на запрос суда (т.8 л.д. 229).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска Большаковой Л.М., поскольку принятый министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области акт в части установления норматива накопления ТКО для одного проживающего в многоквартирных жилых домах (далее - МКЖД) в населенных пунктах с численностью населения более 12 тыс. чел. не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Порядок определения нормативов накопления ТКО, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, установленных пунктами 7, 11, 13 - 20 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 в„– 269, нарушен не был.
Вместе с тем, требования ООО "Лавис Инвест" подлежат удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.
Как указано ранее для проведения натурных исследований по всем категориям, включая организации общественного питания, кафе, рестораны, выбраны МО "Город Архангельск", относящийся к промышленной группе, Вельский муниципальный район, относящийся к сельскохозяйственной и промышленной группе, Устьянский муниципальный район, относящийся к сельскохозяйственной группе, Красноборский муниципальный район, относящийся к рекреационной группе, Каргопольский муниципальный район, относящийся к рекреационной группе.
Также в указанных муниципальных образованиях определены населенные пункты - административные центры, городские округа, подлежащие проведению натурных измерений в составе работ по определению нормативов накопления (таблица 5 с. 21 части 1 отчета).
К административным центрам, городским округам отнесены: г. Архангельск, г. Вельск, с. Красноборск, г. Каргополь, рп Октябрьский, в сельской местности Архангельской области, подлежащих проведению натурных измерений в составе работ по определению нормативов ТКО - д. Большая, д. Ершевская, д. Ватамановская, <адрес>, д. Нагорская, <адрес>, д. Мелединская (таблица 6 с. 21 части 1 отчета).
Фактически натурные замеры были проведены в г. Архангельске, г. Вельске, г. Каргополе, с. Красноборске, с. Березнике. В рп Октябрьский Устьянского муниципального района, как и в выбранных населенных пунктах сельской местности: д. Большой, д. Ершевской, д. Ватамановской, п. Пригородном, д. Нагорской, п. Аргуновском, д. Мелединской, замеры не проводились.
В г. Архангельске на участке У1 определены три организации общественного питания: "The Office Lounge", ул. Воскресенская д. 93 корп. 1, "Осень", ул. Воскресенская д. 93 корп. 2, "Додо Пицца", ул. Гайдара д. 52, "Star Foods", ул. Гайдара д. 52, на участке У2 - "Секретное место", ул. Советская д. 32, "Саб вей" ул. Советская д. 25.
В г. Вельске на участке У1 определены три организации общественного питания: "Ресторан", Набережная д. 56А, "Додо Пицца", ул. Советская д. 91/11, "Север", ул. Дзержинского, д. 92. На участке У2 организации общественного питания не определены.
В с. Березник (Устьянский муниципальный район) определено кафе "Виктория", ул. Молодежная д. 2, в рп Октябрьский - административном центре Устьянского муниципального района не определены ни участки, ни организации общественного питания.
В с. Красноборске в пределах одного участка У1 определены 2 организации общественного питания: "DOM", ул. Гагарина д. 49А, "Время обедать", ул. Свердлова д. 11Б.
В г. Каргополе по сезону "Зима" на одном участке У1 определены 2 организации общественного питания: "Шелковня", ул. Гагарина д. 9, "Аляска", ул. Баранова д. 32. По остальным сезонам помимо указанных организаций - кафе "Приморский хмель" ул. Ленинградская д. 4.
В соответствии с пунктом 8 Правил в„– 269 на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.
Из содержания пункта 8 Правил, приведенного выше, следует, что по три объекта каждой из категорий объектов надлежит определять не менее чем на двух разных участках поселений и городских округов, из чего также следует, что участки для проведения натурных исследований должны быть определены таким образом, чтобы они включали наличие минимального количества объектов (наличие хотя бы одного объекта каждой категории), а не их полное отсутствие.
Между тем, в настоящем деле установлено, что в г. Вельске на участке У2 не определено ни одной организации общественного питания, хотя согласно сообщению заместителя главы по инвестиционной политике администрации Вельского муниципального района Архангельской области от 06.12.2022 в г. Вельске осуществляют деятельность около 46 организаций общественного питания (т. 8 л.д. 69-76).
В Устьянском муниципальном районе натурные замеры не проводились в рп Октябрьский с численностью населения 9016 чел. и включенного в состав исследуемых административных центров, подлежащих проведению натурных измерений (таблица 5 отчета, л. 21 отчета). Замеры проведены в с. Березник с численностью населения 695 чел. и 1 организацией общественного питания в населенном пункте, однако по другим категориям объектов в рп Октябрьский натурные исследования проводились.
Согласно сообщению главы муниципального образования "Красноборский муниципальный район" на территории с. Красноборска действуют 5 организаций общественного питания (т.8 л.д. 65-66).
В г. Каргополе по сезону "Зима" замеры проводились в 2 организациях общественного питания, по остальным сезонам, помимо указанных, в кафе "Приморский хмель".
Из пояснений административного ответчика, заинтересованного лица ООО "ПСО "Волга" следует, что указанное кафе было включено в состав организаций, подлежащих исследованию, однако не работало в зимний период, в связи с чем замеры в данной организации по сезону "Зима" не проводились.
Документов, подтверждающих обследование указанной организации и обоснованность включения ее в состав организаций общественного питания, подлежащих натурным замерам по сезону "Зима", как и документов в подтверждение обоснованности последующего включения указанной организации для проведения натурных исследований по другим сезонам, учитывая, в том числе и данные ведомостей, по которым у указанной организации 7,69 кг отходов в общем количестве за три дня из семи в каждом из трех сезонов при количестве 35 посадочных мест, не представлено (т. 6 л.д. 55 "Весна", т. 6 л.д. 104 "Лето", т. 6 л.д. 153 "Осень").
По представленным первичным ведомостям и последующим документам в натурных исследованиях участвовали в г. Вельске ресторан "Ресторан", в с. Красноборске - "DOM", в г. Каргополе - "Приморский хмель".
Между тем, осуществление деятельности организациями общественного питания с такими наименованиями не подтверждено. Согласно письму заместителя главы по инвестиционной политике администрации Вельского муниципального района Архангельской области (т. 8 л.д. 73) осуществляет деятельность по указанному в ведомостях адресу ресторан "Вагарден", в с. Красноборске - кафе "Домино" (т. 8 л.д. 66), в г. Каргополе - "Поморский хмель".
Представитель ООО "ПСО "Волга" в судебном заседании пояснил, что при выборе объектов данной категории самостоятельно присваивал наименования учреждениям общественного питания.
Вольное определение объектов как объектов общественного питания в отсутствие идентификационных сведений, в частности формы организации, ИНН, ставит под сомнение обоснованность и правомерность включения таких организаций в перечень для проведения натурных исследований.
При этом, суд находит, что определение тождества организаций с разным наименованием по адресу их расположения в рамках рассмотрения настоящего административного дела невозможно.
В соответствии с пунктами 13, 14 Правил в„– 269 норматив накопления ТКО определяется исходя из данных о массе и объеме ТКО и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу. Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов, на которых образуются ТКО, уполномоченным органом.
Согласно таблице 7 Отчета от 19.01.2022 для организаций общественного питания расчетные единицы установлены равные 1 месту (л. 25 отчета).
Расчетные единицы определены ООО "ПСО "Волга" актами обследования объектов (т.6 л.д. 204-218), акты не датированы.
Согласно актам в организациях общественного питания в г. Архангельске определены расчетные единицы для кафе "The Office Lounge" 30 мест, "Осень" - 120 мест, "Додо Пицца" - 20 мест, "Star Foods" - 10 мест, "Секретное место" 5 мест, "Саб вей" - 15 мест.
В г. Вельске "Ресторан" - 70 мест, "Додо Пицца" - 10 мест, "Север" - 60 мест.
В с. Березник кафе "Виктория" - 6 мест.
В с. Красноборске "DOM" - 20 мест, "Время обедать" - 35 мест.
В г. Каргополе "Шелковня" - 35 мест, "Аляска" - 35 мест, "Приморский хмель" - 35 мест.
Сведения о количестве мест в выбранных организациях общественного питания административным ответчиком до проведения замеров не истребовались.
Из пояснений представителя ООО "ПСО "Волга" Азарова А.В., показаний свидетелей Свидетель в„– 5, Свидетель в„– 1 следует, что определение количества мест организации общественного питания осуществлялось визуально, путем подсчета стульев в кафе/ресторане, информацией от руководящего персонала. Кроме того, по кафе, расположенному в торговом центре в фуд-корте, ввиду отсутствия закрепленных мест определяли путем подсчета обслуживаемых граждан в период с 12 до 15 час.
Ресторан быстрого питания "Саб вэй" (г. Архангельск, ул. Советская, д. 25) расположен в торговом центре "Соломбала Молл" на территории фуд-корта, где также расположены иные организации общественного питания с общим залом для посетителей.
Определение количества расчетных единиц путем отслеживания трафика посетителей недопустимо, является субъективным и в конечном итоге приводит к искажению данных.
В ответ на запрос суда, направленный в адрес кафе "Аляска" (г. Каргополь), директором ООО "Уют-Отель" сообщено, что в кафе "Аляска" количество посадочных мест в 2021 г. - 20, 5 столов (т. 7 л.д. 7, 57-58).
Отсутствие официально предоставленной информации о количестве мест в организациях общественного питания, утвержденных для проведения натурных исследований до их проведения, исключает возможность проверки правильности определения расчетных единиц. Запросы суда, в отсутствие информации о наименовании организации общественного питания, юридическом адресе, ИНН, за исключением некоторых, оставлены без ответов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В процессе осуществления деятельности организациями общественного питания образуются пищевые/непищевые отходы (мусор) кухонь и организаций общественного питания, а также подобные по составу отходам, образующихся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
По кафе "Саб вэй" исследования проведены только в отношении отходов кухонь пищевых/непищевых, отходы, образованные в результате эксплуатации торгового зала, в том числе отходы, образованные посетителями, в замеры не вошли. Однако, по другим объектам объем образованных отходов определен с учетом эксплуатации торговых залов, что указывает на некорректный выбор объектов исследования, влияющий на результаты замеров.
На некорректный выбор объектов замеров указывает также и то обстоятельство, что в составе организаций общественного питания выбрано 2 организации, находящиеся в гостиничных комплексах: ресторан "Север" в г. Вельске находится в здании, где размещаются помещения офисно-делового назначения и гостиница "Жемчужина Севера" (т. 7 л.д. 19), ресторан "Вагарден" (ИП Любарская Т.Н.) расположен в здании, где расположен отель "На Ваге" (т. 7 л.д. 24-41 ООО "Поважье"). Расположение указанных объектов не исключает смешение отходов, что прямо запрещено пунктом 11 Правил в„– 269.
Суд отмечает противоречие представленных доказательств в части фактического проведения замеров в течение 7 ми дней подряд.
В ходе судебного разбирательства была допрошена Свидетель в„– 4, согласно показаниям которой периодичность натурных замеров составила три дня по всем сезонам.
Свидетели Свидетель в„– 5, Свидетель в„– 1 показали, что взвешивание образующихся отходов выполняли в течение установленных сроков - 7 ми дней подряд, взвешивали заранее выданные пакеты, куда персонал складывал отходы в течение дня.
Показания свидетеля Свидетель в„– 4, как и показания свидетелей Свидетель в„– 5, Свидетель в„– 1, суд оценивает критически.
Обстоятельства замеров известны свидетелю Свидетель в„– 4 со слов сотрудников, уже не работающих в ресторане, свидетелей Свидетель в„– 5, Свидетель в„– 1 суд находит заинтересованными в деле, также суд учитывает и давность проведения замеров - 2021 г.
Вместе с тем, в материалы дела представлены иные письменные доказательства, входящие в противоречие с фактом продолжительности замеров в течение 7 дней подряд, а именно ответы на соответствующие запросы суда о том, что отходы кафе "Аляска" (г. Каргополь) не забирали (т. 7 л.д. 58), ООО "Нарджилия" кафе "The Office Lounge" (г. Архангельск) об отсутствии информации о проведении натурных замеров (т. 7 л.д. 78), ИП ФИО 1 - ресторан "Север" (г. Вельск) о проведении замеров не более 3 раз за весь период (т. 7 л.д. 132).
С учетом изложенного судом подвергается сомнению достоверность проведения замеров по организациям общественного питания по ряду объектов в течение 7 ми дней подряд, по причинам существования двух и более доказательств с противоположным содержанием. Представленные суду фотографии, в том числе на электронных носителях, не содержат данных о геолокации, дате, времени съемки, место (организацию общественного питания) на некоторых фотографиях определить невозможно (т. 7 л.д. 79-99).
Несмотря на то, что законодательно закрепленные требования к репрезентативности объектов в выборке и определения их достаточности отсутствуют, выбор объектов, определение расчетных единиц должны отвечать критериям обоснованности, объективности и подлежать проверке. Между тем, данным критериям полученные значения по категории объектов организации общественного питания не отвечают.
Дефекты исходных данных для определения нормативов накопления ТКО, такие как некорректное определение участков исследования, объектов по категории организации общественного питания и расчетных единиц, свидетельствуют о нарушении порядка, установленного правилами в„– 269.
Таким образом, при установлении нормативов накопления ТКО по категории "Организации общественного питания" был нарушен порядок определения нормативов накопления ТКО, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, установленных пунктами 7, 11, 13 - 20 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 в„– 269.
Доказательств, с достоверностью свидетельствующих о надлежащем проведении замеров для определения нормативов накопления ТКО, использовании при расчетах достоверных сведений о количестве мест организаций общественного питания, административным ответчиком не представлено, правильность и достоверность произведенных расчетов не подтверждены, в связи с чем суд приходит к выводам о том, что экономическая обоснованность нормативов накопления ТКО, установленных на территории Архангельской области в отношении организаций общественного питания, административным ответчиком не доказана, что является основанием для признания утвержденных министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области нормативов в оспариваемой части (в части нормативов, установленных для организаций общественного питания) недействительными.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся и на его основании реализовывались права неопределенного круга лиц, в частности граждан и организаций; ограниченный период действия нормативов не установлен, суд считает, что момент признания его недействующим следует определить моментом вступления в законную силу настоящего судебного решения.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации.
На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу ООО "Лавис Инвест" подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 500 рублей, уплаченная при подаче административного искового заявления.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Большаковой Л.М., общества с ограниченной ответственностью "Лавис Инвест" о признании частично недействующим постановления министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 24 марта 2022 г. в„– 5п "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области" удовлетворить частично.
В удовлетворении административного иска Большаковой Л.М. о признании недействующим подпункта 2.1 "Многоквартирные жилые дома" пункта 2 "Домовладения в населенных пунктах с численностью населения более 12 тысяч человек" нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области, утвержденных постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 24 марта 2022 г. в„– 5п "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области", отказать.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения подпункт 7.3 "Организации общественного питания (кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые)" пункта 7 "Иные категории" нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области, утвержденных постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 24 марта 2022 г. в„– 5п "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области".
Обязать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим.
Обязать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области опубликовать сообщение о принятом решении в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном интернет-портале правовой информации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лавис Инвест" в возврат государственной пошлины, уплаченной при подаче иска, 4 500 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий:
судья Архангельского областного суда И.В. Рогова

Решение в окончательной форме вынесено судом 13.02.2023.


------------------------------------------------------------------