Решение Архангельского облсуда от 18.01.2023 N 3а-9/2023 <Об отказе в признании недействующим в части приложения N 1 к программе Архангельской области по переселению граждан из многоквартирных домов, имеющих угрозу обрушения, в городском округе "Город Архангельск", утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 15.12.2020 N 858-пп и пункта 2, подпункта 3 пункта 4 Порядка предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, имеющих угрозу обрушения и признанных в установленном порядке после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в городском округе "Город Архангельск" дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 15.12.2020 N 858-пп>



АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело N 3а-9/2023 18 января 2023 года


РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Вершинина А.В.,
при секретаре Когиной А.А.,
с участием прокурора Ефимовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Докучаева Н.А., Солдатовой Л.А. о признании недействующими приложения в„– 1 к программе Архангельской области по переселению граждан из многоквартирных домов, имеющих угрозу обрушения, в городском округе "Город Архангельск", утвержденной Постановлением Правительства Архангельской области от 15 декабря 2020 г. в„– 858-пп (в редакции: Постановления Правительства Архангельской области от 20 октября 2021 г. в„– 578-пп, в части перевода квартиры 6 дома 35 корпус 1 по ул. Кедрова из II этапа в I этап Перечня многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках программы Архангельской области по переселению граждан из многоквартирных домов, имеющих угрозу обрушения, в городском округе "Город Архангельск", Постановления Правительства Архангельской области от 25 января 2022 г. в„– 26-пп, в части исключения квартиры <адрес> из Перечня многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках программы Архангельской области по переселению граждан из многоквартирных домов, имеющих угрозу обрушения, в городском округе "Город Архангельск"), и пункта 2, подпункта 3 пункта 4 Порядка предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, имеющих угрозу обрушения и признанных в установленном порядке после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в городском округе "Город Архангельск" дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 15 декабря 2020 г. в„– 858-пп,

установил:

Постановлением Правительства Архангельской области от 15 декабря 2020 г. в„– 858-пп (далее - Постановление) утверждена программа Архангельской области по переселению граждан из многоквартирных домов, имеющих угрозу обрушения, в городском округе "Город Архангельск" (далее - Программа переселения).
Программа переселения содержит Приложение в„– 1 "Перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках программы Архангельской области по переселению граждан из многоквартирных домов, имеющих угрозу обрушения, в городском округе "Город Архангельск" (далее - Перечень).
Постановлением Правительства Архангельской области от 20 октября 2021 г. в„– 578-пп (далее - первое редакционное Постановление) в Программу переселения внесены изменения. Приложение в„– 1 Программы переселения изложено в иной редакции. Согласно новой редакции квартира <адрес> переведена из II этапа в I этап Перечня (в указанном и следующем редакционных Постановлениях Правительства Архангельской области приводятся только изменения касающиеся предмета рассматриваемого иска).
Постановлением Правительства Архангельской области от 25 января 2022 г. в„– 26-пп (далее - второе редакционное Постановление) в Программу переселения внесены изменения. Приложение в„– 1 Программы переселения изложено в иной редакции. Согласно новой редакции квартира <адрес> исключена из Перечня.
Подпунктом 4 пункта 1 Постановления (подпункт 4 введен постановлением Правительства Архангельской области от 22 августа 2022 г. в„– 623-пп) утвержден Порядок предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, имеющих угрозу обрушения и признанных в установленном порядке после 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в городском округе "Город Архангельск" дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка получателями субсидии являются собственники аварийных помещений, расселение которых осуществляется в рамках реализации мероприятий программы переселения начиная с II этапа реализации программы.
Согласно подпункту 3 пункта 4 Порядка субсидия предоставляется однократно при соблюдении следующих условий:
- в рамках реализации мероприятий программы переселения начиная с II этапа реализации программы.
Постановление, Порядок переселения опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 21 декабря 2020 г.
Первое и второе редакционные Постановления, а также Порядок опубликованы на аналогичном информационном ресурсе 21 октября 2021 г., 27 января 2022 г., 24 августа 2022 г., соответственно.
В Постановление, Порядок переселения вносились и другие изменения, которые также официально опубликованы.
Докучаев Н.А., Солдатова Л.А. обратились в областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных положений нормативного правового акта, ссылаясь на то, что они противоречат статьям 7, 39 Конституции Российской Федерации, положениям Закона Архангельской области от 10 ноября 2004 г. в„– 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан".
В обоснование административного иска указали, что ранее являлись долевыми собственниками (по ? доли) <адрес>, находившейся в аварийном состоянии в связи с чем, были включены в оспариваемую Программу переселения. Решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 29 июня 2021 г., вступившим в законную силу 30 июля 2021 г. по гражданскому делу в„– 2-2049/2021, удовлетворен иск административных истцов к администрации городского округа "Город Архангельск" о взыскании возмещения взамен изымаемого жилого помещения. Они подали заявления о выплате им предусмотренной Порядком субсидии, однако распоряжениями администрации городского округа "Город Архангельск" в выплате субсидий им было отказано со ссылкой на несоблюдение условий, указанных в пунктах 2 и 4 Порядка. Оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают права истцов на материальную поддержку от государства.
В судебное заседание административные истцы Докучаев Н.А., Солдатова Л.А. не явились, извещены о времени и месте судебного заседания.
Представитель административных истцов Корякин М.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, уточнив, что оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают права административных истцов в той мере, в какой вновь введенная субсидия не распространяется на лиц, ранее состоявших в Программе переселения, жилье которым предоставлено за счет местного бюджета.
Представитель административного ответчика Правительства Архангельской области Усова Т.В. в судебном заседании требования не признала.
Представитель заинтересованного лица министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области Ермакова Е.А. в судебном заседании полагала, что иск удовлетворению не подлежит.
Заинтересованное лицо администрация городского округа "Город Архангельск" представителя в судебное заседание не направило, о его времени и месте извещено, в письменном отзыве с требованиями не согласилось.
В представленном суду заключении Управление министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу сообщено, что оспариваемые нормы не противоречат федеральному законодательству. Действие Порядка о предоставлении субсидий не распространяется на правоотношения административных истцов и администрации городского округа "Город Архангельск", возникшие в 2021 г.
Суд вынес определение о рассмотрении дела при имеющейся явке.
Прокурор областной прокуратуры Ефимова А.В. дала заключение о необходимости отказа в удовлетворении административного искового заявления, поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Выслушав объяснения участвующих лиц, заключение прокурора, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Административные истцы до 9 декабря 2021 г. владели на праве собственности (по ? доли у каждого) квартирой <адрес>, находившейся в аварийном состоянии (далее - квартира) в связи с чем, квартира была включена в Программу переселения.
Решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 29 июня 2021 г. по гражданскому делу в„– 2-2049/2021 удовлетворен иск административных истцов к администрации городского округа "Город Архангельск" о взыскании возмещения взамен изымаемого жилого помещения. Решение суда вступило в законную силу 30 июля 2021 г.
Как пояснил представитель административных истцов в судебном заседании указанное решение суда исполнено, суммы возмещений административным истцам выплачены, квартира изъята в пользу администрации городского округа "Город Архангельск".
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости право собственности городского округа "Город Архангельск" на указанную квартиру зарегистрировано 9 декабря 2021 г.
Первое и второе редакционные Постановления в оспариваемой части прямо касаются квартиры, ранее находившейся в собственности административных истцов, изъятие которой они связывают с предполагаемым ими правом на получение введенной в 2022 г. Порядком субсидии дополнительно к сумме возмещения за изымаемое жилое помещение. По их мнению (в том числе с учетом пояснений представителя административных истцов) возможность выплаты субсидии должна распространяться и на правоотношения, возникшие до введения в действие Порядка.
Распоряжениями администрации городского округа "Город Архангельск" от 29 сентября 2022 г. в„– 6036р, в„– 6037р Солдатовой Л.А., Докучаеву Н.А. отказано в предоставлении дополнительных мер социальной поддержки в форме субсидии, предусмотренной Порядком со ссылкой на несоблюдение ими условий, указанных в пунктах 2 и 4 Порядка.
Следовательно, административные истцы являются лицами, имеющими право оспаривать указанные в административном иске нормы Программы переселения в соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с чем, административное дело подлежит рассмотрению по существу.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовая основа для предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа "Город Архангельск" и признанных в установленном порядке после 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению их жилыми помещениями в форме субсидии создана Законом Архангельской области от 8 декабря 2021 г. в„– 516-30-ОЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 3 областного закона "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан" и областной закон "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями".
По смыслу пункта 4.3.3 статьи 3 Закона Архангельской области от 10 ноября 2004 г. в„– 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан" порядок предоставления указанной субсидии определяется постановлением Правительства Архангельской области.
К полномочиям Правительства Архангельской области отнесено осуществление мер по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресной социальной поддержки граждан, реализация которых осуществляется им путем принятия нормативных правовых актов в форме постановлений (подпункт 4 пункта 1 статьи 34 Устава Архангельской области, пункт 1 статьи 19, пункт 2 статьи 22 областного закона от 20 мая 2009 г. в„– 19-3-ОЗ "О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области").
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят по вопросам, находящимся в компетенции Правительства Архангельской области, в пределах полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с соблюдением порядка его принятия. Порядок его принятия административными истцами не оспаривается.
Оспариваемые положения нормативного правового акта иным нормативным правовым актам более высокой юридической силы, не противоречат.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется на территории Российской Федерации на основании Федерального закона от 21 июля 2007 г. в„– 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон в„– 185-ФЗ).
Понятие "аварийный жилищный фонд" определено как совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 г. или применительно к положениям главы 6.5 Федерального закона в„– 185-ФЗ после 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (пункт 2 статьи 2).
В силу пункта 1 части 2 статьи 16 Федерального закона в„– 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Возможность переселения граждан из многоквартирных домов признанных после 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, которая предусмотрена пунктом 2 статьи 2 и главой 6.5 Федерального закона в„– 185-ФЗ не может быть рассмотрена применительно к Архангельской области в силу несоответствия условию, предусмотренному частью 2 статьи 20.14 Федерального закона в„– 185-ФЗ, а именно: обеспечение переселения граждан из всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г.
Следовательно, обязанность субъектов Российской Федерации в рамках приведенного выше единого федерального механизма предусматривает осуществление переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г.
Во исполнение указанных положений Правительством Архангельской области реализуется адресная программа Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы", утвержденная не являющимся предметом оспаривания по административному делу постановлением от 26 марта 2019 г. в„– 153-пп.
Суд соглашается с позицией административного ответчика о том, что на федеральном уровне не предусмотрен механизм переселения многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2017 г., что влечет применение общего порядка, установленного статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации (обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд).
В рамках Программы переселения подлежат расселению аварийные многоквартирные дома с полной или частичной потерей устойчивости несущих конструкций, в том числе в результате подвижек свайного основания.
Перечень домов, подлежащих расселению, определен в приложении в„– 1 к программе переселения, исходя из степени потери устойчивости здания, а также даты признания дома аварийным.
Следовательно, в отличие от адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 г. в„– 153-пп, обязательность принятия программы переселения и Порядка не предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Соответственно и требования к содержанию Программы переселения не установлены законодательством Российской Федерации.
Утвердив программу переселения, Правительство Архангельской области предусмотрело для отдельной категории граждан дополнительную меру социальной поддержки, механизм которой не предусмотрен на федеральном уровне.
Верховный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию о том, что в тех случаях, когда (применительно к конкретным правоотношениям) действующим федеральным законодательством не определены конкретные меры социальной поддержки, а также порядок предоставления таких мер, субъект Российской Федерации в рамках предоставленных ему федеральным законодательством полномочий вправе самостоятельно устанавливать объем и содержание мер социальной поддержки с учетом его возможностей, а также определять порядок и условия их предоставления (уточнять адресность мер социальной поддержки).
Согласно разделу II Программы переселения реализация I этапа планируется путем приобретения жилых помещений в многоквартирных домах в г. Архангельске, выплаты денежного возмещения. Финансирование мероприятий I этапа будет осуществляться за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, областного и местного бюджетов.
Реализация II этапа программы переселения планируется путем строительства многоквартирных домов, приобретения жилых помещений в многоквартирных домах в г. Архангельске, выплаты денежного возмещения, а также предоставления собственникам жилых помещений дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии. Финансирование мероприятий II этапа будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, резервного фонда Правительства Российской Федерации, областного и местного бюджетов.
Согласно сведениям предоставленным Правительством Архангельской области, в целях реализации программы переселения из резервного фонда Правительства Российской Федерации на основании распоряжения от 22 марта 2021 г. в„– 698-р из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2021 году Минстрою России выделены бюджетные ассигнования в размере 156700 тыс. рублей на оказание разовой финансовой помощи (субсидии из федерального бюджета на условиях софинансирования в размере 98 процентов расходного обязательства субъекта Российской Федерации) бюджету Архангельской области на реализацию мероприятий по переселению до 31 декабря 2021 г. граждан из 3 тыс. кв. метров аварийного жилищного фонда, признанного таковым в связи с его физическим износом в процессе эксплуатации после 1 января 2017 г.
Предоставление собственникам жилых помещений дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии в рамках I этапа программы переселения и за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации не предусмотрено ни Программой переселения, ни указанным распоряжением Правительства Российской Федерации.
Разделом VII программы переселения предусмотрено, что реализация II этапа программы переселения путем строительства многоквартирных домов, приобретения жилых помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию в г. Архангельске, выплаты денежного возмещения, предоставления собственникам жилых помещений дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии начнется после поступления средств федерального бюджета или средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Реализация мероприятий II этапа программы возможна только в случае доведения лимитов бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета или резервного фонда Правительства Российской Федерации и объеме, не превышающем объем доведенных лимитов бюджетных ассигнований.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 августа 2022 г. в„– 2131-р в 2022 г. Минстрою России на предоставление разовой финансовой помощи из федерального бюджета в форме субсидии бюджету Архангельской области на софинансирование расходных обязательств в целях реализации мероприятий по переселению граждан из 4377 кв. метров аварийного жилищного фонда, признанного таковым в связи с его физическим износом в процессе эксплуатации после 1 января 2017 г., путем приобретения жилых помещений в многоквартирных домах, выплаты денежного возмещения собственникам за изымаемые жилые помещения и предоставления дополнительных мер поддержки в соответствии с частью 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации до 31 декабря 2022 г. выделены бюджетные ассигнования в размере 352800 тыс. рублей из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Соответственно в 2022 г. в рамках реализации II этапа программы переселения выплата денежного возмещения собственникам за изымаемые жилые помещения и предоставления дополнительных мер поддержки предусмотрена и Программой переселения, и соответствующим распоряжением Правительства Российской Федерации.
Жилое помещение, принадлежащее административным истцам исходя из степени потери устойчивости соответствующего многоквартирного дома, даты признания его аварийным, а также предполагаемого объема финансирования за счет средств федерального бюджета планировалось для расселения в рамках II этапа программы переселения (пункт 11 Приложения в„– 1 в редакции Постановления Правительства Архангельской области от 15 декабря 2020 г.).
Вместе с тем, вступившим в законную силу 30 июля 2021 г. решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 29 июня 2021 г. по гражданскому делу в„– 2-2049/2021, удовлетворен иск Солдатовой Л.A. и Докучаева Н.А. к администрации городского округа "Город Архангельск" о взыскании возмещения взамен изымаемого жилого помещения.
Поскольку реализация II этапа программы переселения в отношении административных истцов еще не могла быть начата до окончания расселения жилых помещений I этапа, и одновременно существовала необходимость исполнения решения Октябрьского районного суда г. Архангельска о взыскании возмещения по предложению администрации городского округа "Город Архангельск" квартира <адрес> первым редакционным Постановлением переведена из II этапа в I этап Перечня.
Необходимо отметить, что перевод квартиры административных истцов из II этапа в I этап имел только организационное значение и фактически не повлек нарушения их прав.
Согласно паспорту Программы переселения сроки реализации: I этапа - до 31 декабря 2021 г., II этапа - до 31 декабря 2024 г. Реализация II этапа отличается от I этапа также планированием строительства многоквартирных домов и выделением в них лицам, состоящим в Программе переселения жилых помещений.
Административные истцы не доказали, что желали реализовать свои жилищные права именно путем предоставления им жилого помещения в натуре, в том числе в рамках действия II этапа Программы переселения, то есть то, что действия административного ответчика в рамках перевода их жилого помещения из II этапа в I этап Программы переселения действительно нарушили их права.
Напротив, как утверждает представитель административных истцов и это следует из материалов административного дела административным истцам выплачено возмещение за изымаемое жилое помещение в рамках предъявленного исполнительного листа за счет средств местного бюджета городского округа "Город Архангельск" 10 и 18 ноября 2021 г.
Следовательно, изъятие жилого помещения, принадлежащего административным истцам и выплата возмещения осуществлялась по общему порядку, предусмотренному жилищным и земельным законодательством (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), за счет средств местного бюджета без привлечения средств федерального бюджета, в результате реализации администрацией городского округа "Город Архангельск" полномочий, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, в отношении административных истцов Программа переселения фактически не реализовывалась.
Обеспечение жилищных прав административных истцов в общем порядке, предусмотренном жилищным законодательством за счет средств местного бюджета, а не в рамках Программы переселения стало возможным исключительно в результате волеизъявления самих административных истцов, направленного именно на такой способ обеспечения их прав.
С учетом изложенного, то есть выплаты административным истцам возмещения за изымаемое жилое помещение в рамках исполнения решения суда, перехода права собственности на квартиру <адрес> в пользу городского округа "Город Архангельск", указанная квартира вторым редакционным Постановлением правомерно исключена из Перечня.
Ссылка представителя административных истцов на их право состоять в Программе переселения после получения возмещения является неправомерной, поскольку противоречит компенсационной природе возмещения в рассматриваемом правовом аспекте жилищных правоотношений. С прекращением права собственности за изымаемое жилое помещение истцы утратили право состоять в Программе переселения.
Программа переселения не предусматривает и по своим целям и задачам не может предусматривать выплату повторного возмещения в ее рамках лицам уже получившим возмещение по общему порядку возмещения, предусмотренного жилищным законодательством за счет местного бюджета.
Оспариваемые нормы Порядка также не противоречат федеральному законодательству.
Порядок разработан в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом в„– 185-ФЗ, областным законодательством, определяет правила и условия предоставления дополнительных мер поддержки по обеспечению собственников жилых помещений в многоквартирных домах, имеющих угрозу обрушения и признанных в установленном порядке после 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в городском округе "Город Архангельск" жилыми помещениями в форме субсидии, предоставляемой за счет средств областного бюджета в пределах средств финансовой поддержки, предоставляемой Архангельской области из федерального бюджета, резервного фонда Правительства Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации Программы переселения.
В соответствии с пунктом 6 Порядка субсидия предоставляется в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по городскому округу "Город Архангельск", установленной согласно приложению в„– 4 (82 256 рублей за 1 кв. метр общей площади жилого помещения) к настоящему Порядку, и полученным возмещением за изымаемое недвижимое имущество.
Оспариваемые положения пункта 2, подпункта 3 пункта 4 Порядка о том, что получателями субсидии являются собственники аварийных помещений, расселение которых осуществляется в рамках реализации мероприятий программы переселения начиная с II этапа реализации программы соответствуют сроку реализации II этапа Программы переселения - до 31 декабря 2024 г., тогда как срок реализации I этапа Программы переселения - 31 декабря 2021 г.
Оспариваемые нормы Порядка приняты уже после исключения административных истцов из Программы переселения и в качестве адресатов получения субсидий предусмотрели только собственников аварийных помещений, расселение которых осуществляется в рамках реализации мероприятий Программы переселения начиная с II этапа реализации программы, что федеральному законодательству не противоречит.
Выплата субсидии административным истцам и подобным им категориям лиц возможна в результате принятия Правительством Архангельской области нормативных положений, распространяющих ее действие в том числе на лиц, ранее состоявших в Программе переселения, в отношении которых реализован I этап Программы переселения, а также на лиц, в отношении которых произведена выплата возмещения взамен изымаемого жилого помещения не в рамках Программы переселения, а исключительно за счет средств местного бюджета. Таких норм Правительством Архангельской области не принималось и норм федерального законодательства, обязывающих их принять не имеется.
Ссылка представителя административных истцов на дискриминационный характер оспариваемых норм юридически неверна. Поскольку спорная мера социальной поддержки не определена федеральным законодательством, Архангельская область в рамках предоставленных ей федеральным законодательством полномочий вправе самостоятельно определять адресность мер социальной поддержки, в том числе с учетом финансовых возможностей областного бюджета.
Верховный Суд Российской Федерации в подпункте "а" пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации в„– 50) разъяснил, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Следовательно, вопрос о целесообразности расширения меры социальной поддержки путем расширения круга лиц на который она распространяется судом не разрешается.
Ссылка административных истцов о несоответствии оспариваемых норм Конституции Российской Федерации и о нарушении их прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 7, 39) не может быть принята во внимание, поскольку дела о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, разрешает Конституционный Суд Российской Федерации, что следует из подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. в„– 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", разъяснения, содержащегося в абзаце 7 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в„– 50.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемые нормы не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом источника опубликования нормативных правовых актов Правительства Архангельской области (пункт 3 статьи 34 Устава Архангельской области) сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Докучаева Н.А., Солдатовой Л.А. о признании недействующими приложения в„– 1 к программе Архангельской области по переселению граждан из многоквартирных домов, имеющих угрозу обрушения, в городском округе "Город Архангельск", утвержденной Постановлением Правительства Архангельской области от 15 декабря 2020 г. в„– 858-пп (в редакции: Постановления Правительства Архангельской области от 20 октября 2021 г. в„– 578-пп, в части перевода квартиры <адрес> из II этапа в I этап Перечня многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках программы Архангельской области по переселению граждан из многоквартирных домов, имеющих угрозу обрушения, в городском округе "Город Архангельск", Постановления Правительства Архангельской области от 25 января 2022 г. в„– 26-пп, в части исключения квартиры <адрес> из Перечня многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках программы Архангельской области по переселению граждан из многоквартирных домов, имеющих угрозу обрушения, в городском округе "Город Архангельск"), и пункта 2, подпункта 3 пункта 4 Порядка предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, имеющих угрозу обрушения и признанных в установленном порядке после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в городском округе "Город Архангельск" дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 15 декабря 2020 г. в„– 858-пп, оставить без удовлетворения.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий:
судья Архангельского областного суда А.В. Вершинин

Мотивированное решение изготовлено 31 января 2023 г.


------------------------------------------------------------------