Постановление Правительства Архангельской области от 09.10.2023 N 971-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Архангельской области от 24 сентября 2019 года N 510-пп"



ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2023 г. в„– 971-пп

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24 СЕНТЯБРЯ 2019 ГОДА в„– 510-ПП

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 21 декабря 2021 года в„– 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", подпунктом 1 пункта 1 статьи 34 Устава Архангельской области, Положением о системе управления государственными программами Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 28 августа 2023 года в„– 793-пп, Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Архангельской области от 24 сентября 2019 года в„– 510-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Комплексное развитие сельских территорий Архангельской области" (далее - изменения).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года, но не ранее дня его официального опубликования.
Установить, что изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении областного бюджета начиная с бюджетов на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

Первый заместитель Губернатора
Архангельской области -
председатель Правительства
Архангельской области
А.В.АЛСУФЬЕВ





Утверждены
постановлением Правительства
Архангельской области
от 09.10.2023 в„– 971-пп

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24 СЕНТЯБРЯ 2019 ГОДА в„– 510-ПП

1. Наименование изложить в следующей редакции:

"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
"КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ АРХАНГЕЛЬСКОЙ
ОБЛАСТИ".

2. В преамбуле слова "Порядком разработки и реализации государственных программ Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 года в„– 299-пп" заменить словами "Положением о системе управления государственными программами Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 28 августа 2023 года в„– 793-пп".
3. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить прилагаемые:
1) стратегические приоритеты государственной программы Архангельской области "Комплексное развитие сельских территорий Архангельской области";
2) паспорт государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий Архангельской области";
3) Положение о порядке предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий;
4) Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Архангельской области на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях;
5) Порядок реализации мероприятий по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения;
6) Правила предоставления субсидий на реализацию мероприятий, направленных на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами;
7) Правила предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на строительство (приобретение) жилья в сельской местности для специалистов;
8) Порядок предоставления субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Архангельской области на обеспечение комплексного развития сельских территорий.".
4. Государственную программу Архангельской области "Комплексное развитие сельских территорий Архангельской области" исключить.
5. Дополнить стратегическими приоритетами государственной программы Архангельской области "Комплексное развитие сельских территорий Архангельской области" следующего содержания:

"Утверждены
постановлением Правительства
Архангельской области
от 24.09.2019 в„– 510-пп

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ
государственной программы Архангельской области "Комплексное
развитие сельских территорий Архангельской области"

С 1990 года в связи с социально-экономической трансформацией общества и ухудшением условий жизни численность сельского населения в Архангельской области (далее - сельское население) (если соизмеримо учитывать рабочие поселки, преобразованные с 1990 года в сельские населенные пункты) снизилась почти в два раза (в 2022 году доля сельского населения составила 22,2 процента). За этот период количество сельских населенных пунктов в Архангельской области (далее - сельские населенные пункты) сократилось более, чем на 200 сел и деревень. Доля сельских населенных пунктов с населением до 10 человек составляет свыше 50 процентов.
Основными причинами сложившейся неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются недостаточное финансирование развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, преобладание дотационности местных бюджетов сельских поселений Архангельской области, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения. Этому способствует также низкий уровень комфортности проживания в сельской местности.
Анализ сельских населенных пунктов, жители которых работают в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, показывает, что все поселения имеют фельдшерско-акушерские пункты, во многих из них или в соседних населенных пунктах расположены образовательные организации, везде имеется доступ к культурно-досуговым учреждениям, библиотекам, физкультурно-спортивным сооружениям.
В то же время инженерное обустройство практически всех населенных пунктов, за исключением ряда крупных сельских населенных пунктов, требует значительных капитальных вложений. Доля обеспеченного инженерными коммуникациями жилищного фонда в сельской местности не превышает 22 процентов. В целом практически все сельские населенные пункты, жители которых работают в сельском хозяйстве, находятся в одинаковых условиях относительно развитой социальной и отсталой инженерной инфраструктуры.
Низкий уровень комфортности проживания, а также проблемы с трудоустройством в сельской местности влияют на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Ежегодно из деревень и сел Архангельской области уезжают порядка 5 тыс. человек. Положительных примеров развивающихся сельских населенных пунктов - единицы (например, с. Березник Устьянского муниципального округа Архангельской области, с. Благовещенское Вельского муниципального района Архангельской области). Соответственно, сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала аграрной отрасли. Развитие сельскохозяйственного производства требует первоочередного улучшения социального и инженерного обустройства сельских населенных пунктов.
Обоснованием необходимости решения поставленных задач в сфере комплексного развития сельских территорий для достижения целей государственной программы Архангельской области "Комплексное развитие сельских территорий Архангельской области" (далее - государственная программа) является неблагоприятная демографическая ситуация, которая складывается по следующим причинам:
отсутствие работы, в том числе с достойной заработной платой;
низкий уровень развития рынка жилья в сельской местности;
низкий уровень обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности;
непривлекательность сельской местности как среды проживания и рост миграционных настроений, в том числе среди молодежи, в сельских населенных пунктах.
Среди базовых условий социального комфорта для проживания ключевую роль играет обеспеченность населения благоустроенным жилищным фондом. В сельской местности порядка 8 тыс. семей состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года в„– 858 (далее - федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года"), и федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года в„– 598 (далее - федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"), в Архангельской области с 2004 года введено (приобретено) 205,5 тыс. кв. м жилья в сельской местности, благодаря чему свыше 3 тыс. семей улучшили свои жилищные условия. В настоящее время очередь граждан, желающих улучшить жилищные условия в рамках государственной программы, составляет порядка 350 семей.
Недостаток благоустроенного жилья негативно отражается на обеспечении организаций агропромышленного комплекса трудовыми ресурсами, в том числе квалифицированными специалистами. Потребность в ведомственном жилье для специалистов сельскохозяйственных товаропроизводителей составляет свыше 130 домов (квартир).
Для решения обозначенных выше проблем необходимо проведение комплекса мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе квалифицированных кадров сельскохозяйственных товаропроизводителей, в благоустроенном жилье.
Проблема дефицита кадров является одной из наиболее актуальных проблем современной экономики, препятствующих устойчивому развитию субъектов Российской Федерации. На сельских территориях дефицит кадров ощущается еще заметнее. Из-за старения работников потребность в квалифицированных кадрах сельскохозяйственных товаропроизводителей составляет порядка 200 специалистов. Кроме того, до 2030 года в агропромышленном комплексе Архангельской области планируется реализация свыше 20 инвестиционных проектов, в рамках которых необходимо создать около 150 дополнительных высокотехнологичных рабочих мест.
Для решения обозначенных выше проблем необходимо проведение комплекса мероприятий, направленных на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами.
Объемы капитальных вложений в социальную и инженерную инфраструктуру сельских населенных пунктов существенно сократились с 1990-х годов. Отмечается низкая обеспеченность сельского населения услугами, оказываемыми образовательными организациями, медицинскими организациями, учреждениями культуры. Недостаточно развиты транспортная сеть, торговое и бытовое обслуживание.
В рамках федеральных целевых программ "Социальное развитие села до 2013 года" и "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" в сельских населенных пунктах с 2004 года построено 75,2 км газопроводов и 21,4 км локальных водопроводов, открыто 11 фельдшерских акушерских пунктов (далее - ФАП) и 2 мини-футбольных поля, введены в эксплуатацию 5 муниципальных общеобразовательных организаций и 3 муниципальные дошкольные образовательные организации, построено 8,3 км автомобильных дорог. Однако проблема повышения качества и комфорта сельской среды Архангельской области остается актуальной.
Основная часть жилищного фонда в сельской местности не имеет коммунальных удобств. Только 21 процент жилищного фонда оборудован водопроводом, 16,1 процента - канализацией, 21,9 процента - центральным отоплением, 14 процентов- газом, в том числе менее 2 процентов - природным газом, 8,6 процента - горячим водоснабжением.
Материально-техническую базу образовательных организаций, расположенных в сельской местности, можно охарактеризовать как неудовлетворительную. Около половины зданий и сооружений образовательных организаций требуют проведения капитального ремонта, 10 процентов признано аварийными. Из общего числа образовательных организаций все виды благоустройства имеют менее 50 процентов зданий. В результате реструктуризации образовательных организаций, расположенных в сельской местности, обучающиеся вынуждены посещать образовательные организации в других населенных пунктах муниципального района Архангельской области, что вызывает определенные трудности с их доставкой и размещением в образовательных организациях, имеющих интернат.
Для оказания медицинской помощи сельскому населению функционируют 437 ФАП. Специалистами ФАП обслуживается сельское население численностью 11,5 процента от общего количества проживающих в Архангельской области. Количество ФАП и врачебных амбулаторий несколько превышает рекомендуемый норматив, что является обоснованным и необходимым для повышения доступности медицинской помощи сельскому населению в связи с территориальными особенностями Архангельской области: большой площадью при низкой плотности населения, труднодоступностью и изолированностью отдельных населенных пунктов (островные территории, отсутствие автомобильных дорог и водных переправ). Материально-техническая база медицинских организаций, расположенных в сельской местности, крайне изношена, 90 процентов зданий ФАП выполнены в приспособленных (нетиповых) зданиях деревянной постройки, десятая часть зданий построена более 50 лет назад. Из общего числа ФАП все виды благоустройства имеют менее 25 процентов. На текущий момент требуется строительство порядка 20 новых ФАП (офисов врачей общей практики).
Потребность в зрительских местах учреждений культуры в сельской местности составляет порядка 2 тыс. единиц, недостаток в клубах и учреждениях клубного типа наблюдается в большинстве муниципальных районов Архангельской области. Из общего числа учреждений культуры все виды благоустройства имеют менее 50 процентов зданий.
Обеспеченность плоскостными спортивными объектами в сельской местности составляет 40,3 процента от минимального социального стандарта в сельской местности Архангельской области.
Одним из основных направлений развития Архангельской области является газификация. В настоящее время природным газом пользуются в основном организации и население крупных городов. Уровень газификации природным газом жилья в сельской местности составляет менее одного процента. Наличие развитых газораспределительных сетей позволит поднять на новый технологический уровень индивидуальные источники отопления и горячего водоснабжения в жилом секторе сельских населенных пунктов.
Система централизованного водоснабжения сельских населенных пунктов развита слабо, в настоящее время лишь 21 процент жилищного фонда оборудован системой внутреннего водопровода. В ряде муниципальных районов Архангельской области жилье, оборудованное водопроводом, составляет менее 5 процентов от общей площади жилищного фонда. Около 50 процентов водопроводных сетей требуется полностью восстанавливать.
Изношенность коммуникаций существенно влияет на потенциальную возможность оказания качественных жилищно-коммунальных услуг и ухудшает условия комфортного проживания. В связи с этим существует объективная необходимость переоснащения коммуникационных сетей.
На формирование сети автомобильных дорог в Архангельской области оказывают влияние значительная площадь Архангельской области, недостаточная степень ее освоенности и связанное с этим фактором неравномерное распределение населения и производственных мощностей.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Архангельской области составляет около 19,6 тыс. км, в том числе с твердым покрытием - порядка 12,0 тыс. км (61,3 процента), из них протяженность автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием составляет только 21 процент (4,1 тыс. км). 90 процентов автодорог с твердым покрытием имеют низкие технические категории (IV и V) и требуют ремонта и реконструкции.
Общая плотность автомобильных дорог составляет 47,4 км на 1 тыс. кв. км территории (в том числе с твердым покрытием - 29 км на 1 тыс. кв. км), что значительно ниже, чем в целом по Российской Федерации. Сеть автомобильных дорог в Архангельской области развита неравномерно. Ее плотность колеблется от 7,1 км на 1 тыс. кв. км в Лешуконском муниципальном округе Архангельской области до 66,3 км на 1 тыс. кв. км в Вельском муниципальном районе Архангельской области. Архангельская область характеризуется низким уровнем сообщения автомобильными дорогами между соседними районами, который составляет в среднем 49,5 процента. Более 100 сельских населенных пунктов с численностью населения более 100 человек в каждом не имеют автотранспортной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием.
В составе сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Архангельской области имеется 594 мостовых сооружения, из них 64 процента - некапитальные (деревянные). Доля деревянных мостов со сроком службы 15 - 20 лет в общем количестве мостовых сооружений составляет более 60 процентов. Только 36 процентов мостовых сооружений являются капитальными и удовлетворяют современным требованиям по грузоподъемности, надежности, долговечности, пропускной способности.
Протяженность грунтовых автомобильных дорог в Архангельской области, сроки использования и состояние которых в течение года зависят от погодных условий, составляет порядка 7,6 тыс. км, или 38,7 процента от общей протяженности сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Архангельской области. Параметры таких автомобильных дорог изначально не отвечают нормативным требованиям, а приведение их в нормативное состояние возможно только в рамках строительства или реконструкции. Существенная доля грунтовых дорог в Архангельской области влияет на транспортную доступность сельских населенных пунктов, мобильность сельского населения, ограничивает объем предоставляемых социальных услуг и качество жизни сельского населения, что требует принятия мер в рамках государственной программы.
В сельских населенных пунктах остается значительное количество неблагоустроенных общественных пространств и территорий, в том числе требуют обустройства:
парковые и пешеходные территории;
площадки накопления твердых коммунальных отходов - в рамках внедрения системы раздельного сбора;
зоны отдыха, спортивные и детские игровые площадки, площадки для занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
общественные территории в целях обеспечения беспрепятственного передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения;
общественные колодцы и водоразборные колонки;
природные ландшафты и историко-культурные памятники.
Необходимы восстановление или организация ливневых стоков.
В рамках областного закона от 22 февраля 2013 года в„– 613-37-ОЗ "О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Архангельской области" определены формы и направления государственной поддержки территориального общественного самоуправления (далее - ТОС). Основной формой поддержки ТОС является субсидирование мероприятий по благоустройству территорий - общественно значимых проектов с участием граждан, проживающих в сельской местности, с привлечением финансовых средств органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области.
Благодаря реализации совместных инициатив ТОС и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области построены колодцы, спортивные и детские площадки, отремонтированы мосты, возрождаются народные традиции и промыслы, организуется досуг местных жителей. С 2013 года реализовано свыше 2 тыс. проектов.
Успешный опыт Архангельской области по поддержке ТОС отмечен на федеральном уровне. С 2018 года реализация мероприятий позволяет привлекать средства федерального бюджета в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года в„– 717, и государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года в„– 696.
Вместе с тем органами ТОС ежегодно готовятся свыше 150 проектных инициатив в сфере благоустройства, часть из которых не реализуется ввиду ограниченности бюджетных возможностей областного и местного бюджетов.
Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется увеличением внимания со стороны государства к развитию сельских территорий.
Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий, предусмотренной Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года в„– 151-р, а также задачи по продовольственному обеспечению населения страны, предусмотренной Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года в„– 20, требует усиления места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в стране, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для развития сельских территорий.
В ходе экономических преобразований в аграрной сфере сформирован и планово наращивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий, активизации человеческого фактора экономического роста. Наращивание социально-экономического потенциала сельских территорий, придание этому процессу устойчивости и необратимости являются стратегической задачей государственной аграрной политики, что закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года в„– 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", в областном законе от 27 июня 2007 года в„– 367-19-ОЗ "О государственной поддержке сельского хозяйства в Архангельской области и разграничении полномочий органов государственной власти Архангельской области по регулированию отношений в сфере рыболовства и аквакультуры (рыбоводства)" и реализуется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года в„– 717.
Государственная программа является инструментом реализации государственной политики в сфере комплексного развития сельских территорий, направления которой определены государственной программой Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года в„– 696.
Мероприятия государственной программы согласуются:
со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года в„– 207-р;
Стратегией социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года, утвержденной областным законом от 18 февраля 2019 года в„– 57-5-ОЗ;
со схемой территориального планирования Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 25 декабря 2012 года в„– 608-пп, схемами территориального планирования муниципальных округов Архангельской области и муниципальных районов Архангельской области, генеральными планами поселений Архангельской области, а также разрабатываемыми на их основе минимальными социальными стандартами в сельской местности Архангельской области;
с инвестиционными проектами и планами развития организаций агропромышленного комплекса в Архангельской области с учетом реализации крупных сельскохозяйственных проектов в Вельском муниципальном районе Архангельской области, Устьянском муниципальном округе Архангельской области и Холмогорском муниципальном округе Архангельской области, а также планов по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств.
Необходимость разработки государственной программы определяется потребностью в актуализации и конкретизации основных направлений государственной политики Российской Федерации и Архангельской области в сфере комплексного развития сельских территорий, а также в реализации системного подхода к решению обозначенных проблем.".
6. Дополнить паспортом государственной программы Архангельской области "Комплексное развитие сельских территорий Архангельской области" следующего содержания:
"Утвержден
постановлением Правительства
Архангельской области
от 24.09.2019 в„– 510-пп

ПАСПОРТ
государственной программы Архангельской области
"Комплексное развитие сельских территорий
Архангельской области"

1. Основные положения

Куратор государственной программы Архангельской области "Комплексное развитие сельских территорий Архангельской области" (далее - государственная программа)
Заместитель председателя Правительства Архангельской области, курирующий министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области
Ответственный исполнитель государственной программы
Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (далее - министерство агропромышленного комплекса и торговли)
Период реализации государственной программы
2024 - 2026 годы
Цель государственной программы
Обеспечение социально-экономического развития сельских территорий Архангельской области
Объемы и источники финансового обеспечения государственной программы
Общий объем финансирования государственной программы составляет 1 471 042,6 тыс. рублей;
объем финансирования по годам и источникам финансирования представлен в разделе в„– 4 паспорта государственной программы
Связь с национальными целями развития Российской Федерации/ государственной программой Российской Федерации/ государственной программой
Государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года в„– 696 (далее - государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий")

2. Показатели государственной программы

в„– п/п
Наименование показателя
Признак возрастания/ убывания
Единица измерения (по ОКЕИ)
Базовое значение
Значение показателя по годам
Документ
Ответственный за достижение показателя
Связь с показателями национальных целей
Информационная система
значение
год
2024 г.
2025 г.
2026 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1
Доля сельского населения в общей численности населения
Возрастающий
Процентов
21,26
2021
21,6
21,6
21,0
Государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий"
Министерство агропромышленного комплекса и торговли
-
-
2
Соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств
Возрастающий
Процентов
128,81
2021
78,88
79,66
80,0
Государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий"
Министерство агропромышленного комплекса и торговли
-
-
3
Доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах
Возрастающий
Процентов
6,2
2021
8,0
10,0
10,1
Государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий"
Министерство строительства и архитектуры Архангельской области
-
-

2.1. Порядок расчета и источники информации о значениях
целевых показателей государственной программы

Наименование целевого показателя государственной программы
Порядок расчета
Источник информации
1. Доля сельского населения в общей численности населения
Соотношение численности сельского населения и общей численности населения Архангельской области на конец отчетного года
Данные Федеральной службы государственной статистики
2. Соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств
Соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств Архангельской области на конец отчетного года
Данные Федеральной службы государственной статистики
3. Доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах
Соотношение общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах и общей площади жилых помещений в сельских населенных пунктах Архангельской области на конец отчетного года
Данные Федеральной службы государственной статистики

3. Структура государственной программы

в„– п/п
Задача структурного элемента
Краткое описание ожидаемых эффектов от реализации задачи структурного элемента
Связь с показателями государственной программы
1
2
3
4
1
Проектная часть государственной программы
1.1
Региональный проект "Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений" утвержден протоколом заседания проектного комитета от 29 сентября 2023 года в„– 6
Куратор регионального проекта - Автушенко Евгений Владимирович, заместитель председателя Правительства Архангельской области

Соисполнители государственной программы - министерство агропромышленного комплекса и торговли, министерство строительства и архитектуры Архангельской области
Срок реализации: 2024 - 2026 годы
1.1.1
Созданы условия для стимулирования строительства (приобретения) жилья для сельского населения и обустройства объектами инженерной инфраструктуры и благоустройства площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку
обеспечен комплекс мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях
Показатель государственной программы (далее - показатель) в„– 3
1.2.
Региональный проект "Содействие занятости сельского населения" утвержден протоколом заседания проектного комитета от 29 сентября 2023 года в„– 6
Куратор регионального проекта - Автушенко Евгений Владимирович, заместитель председателя Правительства Архангельской области

Соисполнители государственной программы - министерство агропромышленного комплекса и торговли, министерство строительства и архитектуры Архангельской области
Срок реализации: 2024 - 2026 годы
1.2.1
Созданы условия для обеспечения предприятий агропромышленного комплекса квалифицированными специалистами
обеспечен комплекс мероприятий по закреплению квалифицированных специалистов на предприятиях агропромышленного комплекса
Показатель в„– 2
1.3
Региональный проект "Благоустройство сельских территорий" утвержден протоколом заседания проектного комитета от 29 сентября 2023 года в„– 6
Куратор регионального проекта - Автушенко Евгений Владимирович, заместитель председателя Правительства Архангельской области

Соисполнитель государственной программы - администрация Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области
Срок реализации: 2024 - 2026 годы
1.3.1
Созданы условия для повышения комфортности проживания на сельских территориях
обеспечен комплекс мероприятий по реализации проектов по благоустройству сельских территорий
Показатель в„– 1
1.4
Региональный проект "Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях" утвержден протоколом заседания проектного комитета
от 29 сентября 2023 года в„– 6
Куратор регионального проекта - Автушенко Евгений Владимирович, заместитель председателя Правительства Архангельской области

Соисполнитель государственной программы - министерство транспорта Архангельской области
Срок реализации: 2024 - 2026 годы
1.4.1
Созданы условия для повышения транспортной доступности сельских населенных пунктов
обеспечен комплекс мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог в сельской местности
Показатель в„– 1
1.5
Региональный проект "Современный облик сельских территорий" утвержден протоколом заседания проектного комитета от 29 сентября 2023 года в„– 6
Куратор регионального проекта - Автушенко Евгений Владимирович, заместитель председателя Правительства Архангельской области

Соисполнители государственной программы - министерство строительства и архитектуры Архангельской области, министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, министерство спорта Архангельской области, министерство образования Архангельской области, министерство культуры Архангельской области
Срок реализации: 2024 - 2026 годы
1.5.1
Созданы условия для повышения уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, объектами социальной и коммунальной инфраструктуры
обеспечен комплекс мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов социальной и коммунальной инфраструктуры на сельских территориях
Показатель в„– 1
2
Процессная часть государственной программы
2.1
Комплекс процессных мероприятий "Сопровождение мероприятий по комплексному развитию сельских территорий Архангельской области" утвержден распоряжением министерства агропромышленного комплекса и торговли от 29 сентября 2023 года в„– 317-р

Соисполнитель государственной программы - министерство агропромышленного комплекса и торговли
2.1.1
Повышение эффективности управления комплексным развитием сельских территорий Архангельской области
выполнение государственных заданий по выдаче свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности гражданам, проживающим в сельской местности;
подготовка заявочных документаций по проектам комплексного развития сельских территорий (сельских агломераций);
проведение образовательных программ повышения квалификации в области комплексного развития сельских территорий
Показатели в„– 1 - 3

4. Финансовое обеспечение государственной программы

Наименование структурного элемента/источник финансового обеспечения
Объем финансового обеспечения по годам реализации (тыс. рублей)
2024 г.
2025 г.
2026 г.
всего
Государственная программа (всего), в том числе:
1 199 187,4
138 024,6
133 830,6
1 471 042,6
Областной бюджет
855 462,0
49 244,1
45 150,1
949 856,2
Консолидированные бюджеты муниципальных образований Архангельской области
631 990,6
36 800,0
32 500,0
701 290,6
Внебюджетные источники
318 596,6
87 680,5
87 680,5
493 957,6
Региональный проект "Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений", в том числе:
187 109,2
105 000,0
105 000,0
397 109,2
Областной бюджет
45 968,0
31 500,0
31 500,0
108 968,0
Консолидированные бюджеты муниципальных образований Архангельской области
47 068,0
32 500,0
32 500,0
112 068,0
Внебюджетные источники
140 041,2
72 500,0
72 500,0
285 041,2
Региональный проект "Содействие занятости сельского населения", в том числе:
58 422,9
25 967,5
25 967,5
110 357,9
Областной бюджет
23 830,6
10 787,0
10 787,0
45 404,6
Внебюджетные источники
34 592,3
15 180,5
15 180,5
64 953,3
Региональный проект "Благоустройство сельских территорий", в том числе:
20 335,3
-
-
20 335,3
Областной бюджет
14 234,7
-
-
14 234,7
Консолидированные бюджеты муниципальных образований Архангельской области
16 268,2
-
-
16 268,2
Внебюджетные источники
4 067,1
-
-
4 067,1
Региональный проект "Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях", в том числе:
210 095,2
-
-
210 095,2
Областной бюджет
188 762,0
-
-
188 762,0
Консолидированные бюджеты муниципальных образований Архангельской области
210 095,2
-
-
210 095,2
Внебюджетные источники
-
-
-
-
Региональный проект "Современный облик сельских территорий", в том числе:
720 469,6
4 300,0
0,0
724 769,6
Областной бюджет
579 911,5
4 200,0
0,0
584 111,5
Консолидированные бюджеты муниципальных образований Архангельской области
358 559,2
4 300,0
0,0
362 859,2
Внебюджетные источники
139 896,0
0,0
0,0
139 896,0
Комплекс процессных мероприятий "Сопровождение мероприятий по комплексному развитию сельских территорий Архангельской области", в том числе:
2 755,2
2 757,1
2 863,1
8 375,4
Областной бюджет
2 755,2
2 757,1
2 863,1
8 375,4".

7. В пункте 1 Положения о порядке предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий:
1) абзац первый после слов "местные бюджеты)" дополнить словами "в соответствии с мероприятием (результатом) "Реализованы проекты по благоустройству сельских территорий" регионального проекта "Благоустройство сельских территорий", являющегося структурным элементом государственной программы Архангельской области "Комплексное развитие сельских территорий";
2) в абзаце третьем слова "в рамках реализации мероприятия по обеспечению комплексного развития сельских территорий" заменить словами "на реализацию проектов по благоустройству сельских территорий".
8. В пункте 1 Порядка предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Архангельской области на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях:
1) абзац первый после слов "социальных выплат)" дополнить словами "в соответствии с мероприятием (результатом) "Осуществлено строительство (приобретение) жилья гражданами, проживающими на сельских территориях или изъявившими желание постоянно проживать на сельских территориях, и нуждающимися в улучшении жилищных условий, которым предоставлены целевые социальные выплаты" регионального проекта "Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений", являющегося структурным элементом государственной программы Архангельской области "Комплексное развитие сельских территорий";
2) в абзаце третьем слова "осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению комплексного развития сельских территорий" заменить словами "производится на осуществление строительства (приобретения) жилья гражданами, проживающими на сельских территориях или изъявившими желание постоянно проживать на сельских территориях, и нуждающимися в улучшении жилищных условий, которым предоставлены целевые социальные выплаты".
9. В пункте 1 Порядка реализации мероприятий по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения:
1) абзац первый после слов "получатели жилья)" дополнить словами "в соответствии с мероприятием (результатом) "Осуществлено строительство (приобретение) жилья, предоставляемого гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях, по договору найма жилого помещения" регионального проекта "Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений", являющегося структурным элементом государственной программы Архангельской области "Комплексное развитие сельских территорий";
2) в абзаце третьем слова "осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению комплексного развития сельских территорий" заменить словами "производится на осуществление строительства (приобретения) жилья, предоставляемого гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях, по договору найма жилого помещения".
10. Абзац первый пункта 1 Правил предоставления субсидий на реализацию мероприятий, направленных на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами, после слов "(далее - субсидия)" дополнить словами "в соответствии с мероприятием (результатом) "Направлены на обучение граждане для предприятий агропромышленного комплекса на сельских территориях" и (или) мероприятием (результатом "Привлечены обучающиеся для прохождения практики и осуществления трудовой деятельности к предприятиям агропромышленного комплекса на сельских территория" регионального проекта "Содействие занятости сельского населения", являющимися структурными элементами государственной программы Архангельской области "Комплексное развитие сельских территорий".
11. Абзац первый пункта 1 Правил предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на строительство (приобретение) жилья в сельской местности для специалистов после слов "(далее - субсидия)" дополнить словами "в соответствии с мероприятием (результатом) "Построено (приобретено) жилье для специалистов сельскохозяйственных товаропроизводителей" регионального проекта "Содействие занятости сельского населения", являющегося структурным элементом государственной программы Архангельской области "Комплексное развитие сельских территорий".
12. В Порядке предоставления субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Архангельской области на обеспечение комплексного развития сельских территорий:
1) в пункте 1:
а) абзац первый после слов "мероприятие, субсидия)" дополнить словами "в соответствии с мероприятием (результатом) "Проведен капитальный ремонт физкультурно-спортивных объектов на сельских территориях" регионального проекта "Современный облик сельских территорий", являющегося структурным элементом государственной программы Архангельской области "Комплексное развитие сельских территорий";
б) в абзаце третьем слова "в рамках реализации мероприятия по обеспечению комплексного развития сельских территорий" заменить словами "на проведение капитального ремонта физкультурно-спортивных объектов, объектов в сфере культуры на сельских территориях";
2) пункт 3 после слов "министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области" дополнить словами "и министерство транспорта Архангельской области".


------------------------------------------------------------------