По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Решение Архангельского облсуда от 23.05.2023 N 3а-142/2023 <О признании недействующим подпункта 4.4 "Предприятия транспортной инфраструктуры, в том числе автомастерские, шиномонтажи, автозаправочные станции" пункта 4 "Иные категории" нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области, утвержденных постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23.05.2018 N 11п >
АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело N 3а-142/2023 23 мая 2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
при секретаре Когиной А.А.,
с участием прокурора Ефимовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению гаражно-строительного кооператива "Якорь" по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок о признании частично недействующим постановления министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23 мая 2018 г. в„– 11п "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области" в редакции постановления министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 04 июля 2019 г. в„– 20п,
установил:
постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - министерство) от 23.05.2018 в„– 11п "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области" установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов (далее - нормативы ТКО) на территории Архангельской области.
Постановлением от 04.07.2019 в„– 20п в указанное постановление внесены изменения в части размеров нормативов.
В последующем в постановление от 23.05.2018 в„– 11п вносились изменения в части даты вступления в силу постановления об утверждении нормативов накопления ТКО.
Постановление от 23.05.2018 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28.05.2018, от 04.07.2019 - 11.07.2019.
Гаражно-строительный кооператив "Якорь" по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок (далее - ГСК "Якорь") обратился в суд с административным иском о признании недействующим со дня принятия норматива накопления ТКО на 1 машино-место в год для предприятий транспортной инфраструктуры, в том числе автомастерские, шиномонтажи, автозаправочные станции в размере 128,21 кг/год, 4,11 куб. м/год подпункта 4.4 "Предприятия транспортной инфраструктуры, в том числе автомастерские, шиномонтажи, автозаправочные станции", утвержденного постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23.05.2018 в„– 11п. В обоснование иска указано на нарушение при установлении нормативов накопления ТКО пунктов 8, 10 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 в„– 269.
В ходе судебного разбирательства заявленные требования уточнены, административный истец просит признать недействующим со дня принятия подпункт 4.4 пункта 4 "Предприятия транспортной инфраструктуры, в том числе автомастерские, шиномонтажи, автозаправочные станции" нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области, утвержденных постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23.05.2018 в„– 11п, в редакции постановления от 04.07.2019 в„– 20п.
В судебном заседании представитель административного истца Большаков Д.В. заявленные требования с учетом уточнения поддержал.
Представитель министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Руденко М.П. в судебном заседании иск не признал, просил в его удовлетворении отказать.
ООО "ЭкоИнтегратор" о дате и времени судебного заседания извещено, своего представителя в суд не направило, по определению суда дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24.06.1998 в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон в„– 89-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона в„– 89-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Федеральный закон в„– 89-ФЗ определяет твердые коммунальные отходы как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).
Согласно положениям статьи 24.7 Федерального закона в„– 89-ФЗ региональные операторы должны заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками таких отходов (если иное не предусмотрено законодательством), а последние обязаны оплачивать эти услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Норматив накопления твердых коммунальных отходов - это среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В силу требований пункта 1 статьи 24.10 Федерального закона в„– 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 в„– 505.
Согласно пункту 5 Правил коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.
Постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - министерство) от 23.05.2018 в„– 11п "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области" установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов (далее - нормативы ТКО) на территории Архангельской области.
Подпунктом 4.4 "Предприятия транспортной инфраструктуры, в том числе автомастерские, шиномонтажи, автозаправочные станции" пункта 4 "Иные категории" установлены нормативы накопления для названной категории в размере 505,9 кг/год, 5,76 куб. м/год.
Постановлением от 04.07.2019 в„– 20п в указанное постановление внесены изменения в части размеров нормативов, подпунктом 4.4 пункта 4 установлены нормативы для предприятий транспортной инфраструктуры, в том числе автомастерских, шиномонтажей и автозаправочных станций в размере 128,21 кг/год, 4,11 куб. м/год.
В последующем в постановление в„– 11п от 23.05.2018 вносились изменения в части даты вступления в силу постановления об утверждении нормативов накопления ТКО, а также в части, неоспариваемой административным истцом.
Постановление от 23.05.2018 в„– 11п, постановление от 04.07.2019 в„– 20п опубликованы на официальном интернет портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28.05.2018 и 11.07.2019.
Постановление от 23.05.2018 в„– 11п в редакции постановления от 04.07.2019 в„– 20п является недействующим, прекратило действие в связи с изданием министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области постановления 24.03.2022 в„– 5п "Об утверждении нормативов накопления твердых бытовых отходов на территории Архангельской области".
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.10.2015 в„– 2473-О и в Постановлении от 11.04.2000 в„– 6-П, проверка судом общей юрисдикции в порядке абстрактного нормоконтроля законности нормативных правовых актов, утративших силу к моменту обращения заинтересованного лица в суд, и признание их недействующими недопустима вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Таким образом, основным фактором, определяющим возможность оспаривать нормативный правовой акт в судебном порядке, является не момент утраты его правовой силы, а доказанность факта сохранения свойств нормативности у формально прекратившего свое действие нормативного правового акта и факта нарушения таким актом прав, свобод и законных интересов административного истца.
ГСК "Якорь" согласно выписке из ЕГРЮЛ зарегистрировано 08.12.2004, осуществляет деятельность стоянок для транспортных средств.
Как следует из представленных документов, оспариваемый акт применялся в отношении административного истца, в производстве Арбитражного суда Архангельской области находится дело о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО за период с 01.02.2022 по 31.08.2022, в том числе за период действия утвержденных постановлением в„– 11п от 23.05.2018 нормативов. Производство по делу А05-12375/2022 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по административному делу в„– 3а-102/2023, по административному иску ГСК "Якорь" о признании частично недействующим постановления министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 24.03.2022 в„– 5п, находившемуся в производстве Архангельского областного суда.
Согласно решению Арбитражного суда Архангельской области, вступившему в законную силу, по делу в„– А05-3899/2022 по иску ООО "ЭкоИнтегратор" к ГСК "Якорь" о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО ввиду отсутствия отдельного вида норматива ТКО для гаражно-строительных кооперативов при расчете стоимости услуг подлежит применению норматив накопления ТКО для предприятий транспортной инфраструктуры, утвержденный постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23.05.2018 в„– 11п в редакции постановления от 04.07.2019 в„– 20п.
В соответствии с частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Принимая во внимание наличие гражданско-правовых споров с участием административного истца и существование угрозы нарушения прав и законных интересов, нахождение истца в правоотношениях, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, возражения административного ответчика, заинтересованного лица о прекращении производства по делу суд отклоняет как несостоятельные, как и доводы о том, что оспариваемое постановление подвергалось судебной оценке при рассмотрении спора в арбитражном суде.
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области на установление нормативов, что следует из подпункта 17 пункта 3 статьи 3 областного закона от 18.03.2013 в„– 634-38-ОЗ "Об обращении с отходами производства и потребления на территории Архангельской области", подпункта 19 пункта 9 Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 04.03.2014 в„– 92-пп.
Постановление принято уполномоченным органом, в пределах компетенции и по указанным основаниям административным истцом не оспаривается.
Согласно пункту 3 статьи 24.10 Федерального закона в„– 89-ФЗ нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с ТКО, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.
Порядок определения нормативов накопления ТКО устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.10 Федерального закона в„– 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 Правил определения нормативов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 в„– 269 (далее Правила в„– 269), нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
На выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов (пункт 8).
Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели (пункты 11, 12 Правил определения нормативов).
Пунктом 13 Правил определения нормативов установлено, что норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу.
Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (пункт 13 Правил определения нормативов).
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Пунктом 4 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 в„– 524/пр (далее - Методические рекомендации), предусмотрено, что категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов рекомендуется определять в соответствии с приложением 1 к настоящим методическим рекомендациям.
При установлении нормативов накопления ТКО впервые Министерством проведена закупка и заключен государственный контракт на выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Реализация мероприятий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области" от 22.08.2017 в„– 15 (реестровый номер закупки 012420000017003723) с автономной некоммерческой организацией "Институт развития регионов", по результатам которого проведены замеры по сезонам "Лето" и "Осень" (л.д. 60-66).
В 2018 г. Министерством была проведена закупка и заключен государственный контракт на выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области" от 09.02.2018 в„– 1 (реестровый номер закупки 012420000017008233) с ООО "Большая Тройка", по результатам которого выполнены замеры по сезонам "Зима" и "Весна".
По итогам проведенных работ Постановлением от 23.05.2018 в„– 11п утверждены нормативы накопления ТКО на территории Архангельской области для "Иных категорий" "Предприятия транспортной инфраструктуры, в том числе автомастерские, шиномонтажи, автозаправочные станции" на 1 машино-место 505,9 кг/год, 5,76 куб. м/год.
Постановлением от 04.07.2019 в„– 20п нормативы накопления ТКО изменены, установлены в размере 128,21 кг/год и 4,11 куб. м/год на 1 машино-место.
В расчетах нормативов, утвержденных редакционным постановлением от 04.07.2019 в„– 20п, использованы результаты замеров по сезону "Лето", полученные в 2017 г. АНО "Институт Развития Регионов", результаты замеров по сезонам "Осень", "Зима" в 2018 г., полученные ГБУ Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды" по заключенному договору от 09.02.2018 с ООО "ЭкоЦентр", по сезону "Весна" в 2019 г. - результаты замеров, полученные ГБУ Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды" по заключенному договору от 09.04.2019 с ООО "ЭкоЦентр".
Согласно государственному контракту от 22.08.2017 работы должны быть выполнены в соответствии с техническим заданием (приложение в„– 1 к контракту) и отвечать требования законодательства Российской Федерации, предъявляемые к работам (пункт 2.1 контракта).
Согласно техническому заданию (приложение в„– 1) к контракту замеры проводятся по 2 сезонам: "Лето", "Осень", рекомендуемые сроки проведения замеров "Лето" - август 2017 г., "Осень" - сентябрь, октябрь 2017 г. (л.д. 68), установлены категории объектов обследования, в том числе предприятия транспортной инфраструктуры (автомастерские, шиномонтажи, автозапроавочные станции) (на 1 машино-место) (л.д. 70).
Согласно абзацу 9 пункта 1.6.1 технического задания в выбранных населенных пунктах (город, районные центры, населенные пункты с численностью жителей от 100 до 1000 человек, населенные пункты с численностью жителей до 100 человек) определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.
Перечень торговых, культурно-бытовых объектов, объектов общественного назначения и иных объектов, на которых планируется проведение натурных исследований (замеров) по определению количества накопленных ТКО, а также мест их расположения в муниципальных образованиях Архангельской области согласовывается с заказчиком. Перечень объектов, выбранных для проведения натурных исследований (замеров), а также срок, время и порядок проведения замеров согласовывается с заказчиком, на территориях которых расположены выбранные населенные пункты (л.д. 69-70).
Сведений о согласовании объектов, на которых планируется проведение натурных исследований (замеров) по определению количества накопленных ТКО, а также мест их расположения в муниципальных образованиях Архангельской области административным ответчиком не представлено. Работы по государственному контракту приняты подписанием акта 30.11.2017 (л.д. 84).
Согласно аналитическому отчету о выполненных научно-исследовательских работах по разработке нормативов накопления ТКО на территории Архангельской области, Архангельская область разделена на 7 городских округов и 19 муниципальных районов.
Для определения нормативов накопления в категории муниципальных образований с преобладающими отраслями промышленности для исследования выбраны два муниципальных образования: г. Архангельск и г. Северодвинск, с особо охраняемыми территориями, рекреационным и лесными зонами выбран г. Каргополь, с преобладающей отраслью - сельское хозяйство п. Погост (МО "Сурдомское") Вельского муниципального района (пункт 3.1 отчета) (л.д. 175-187).
Сведений об определении участков в выбранных муниципальных образованиях, отчет о выполненных научно-исследовательских работах по разработке нормативов накопления ТКО на территории Архангельской области не содержит.
Согласно сводной сезонной ведомости по сезону "Лето" в замерах участвовали: шиномонтаж (г. Архангельск, пр. Обводный канал, 25), автомойка (г. Архангельск, пр. Обводный канал д. 25), автосервис Т4 (г. Архангельск, пр. Дзержинского д. 24), автосервис (г. Северодвинск, ул. Юбилейная д. 22), автомойка (г. Северодвинск, ул. Юбилейная д. 22), шиномонтаж (г. Северодвинск, ул. Юбилейная д. 23), сервисный центр Норд (г. Каргополь, ул. Ошевенская д. 1) (л.д. 135).
Адреса местонахождения объектов указывают, что они расположены в пределах одного участка муниципальных образований.
Согласно договору от 29.10.2018 на выполнение работ по замерам отходов для определения нормативов накопления ТКО на территории Архангельской области, заключенному между ООО "ЭкоЦентр" и ГБУ Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды", исполнитель обязуется выполнить работы по проведению натурных исследований (замеров) в населенных пунктах Архангельской области по сезонам: осень, зима 2018 г., виды работ, требования, предъявляемые к выполнению работ, требования к результатам работ, другие условия исполнения договора определяются техническим заданием (пункты 1.3, 2.1 договора).
Согласно техническому заданию к договору исполнитель в течение 5 дней с момента подписания договора обязан составить программу проведения замеров ТКО в населенных пунктах Архангельской области и представить на согласование заказчику. Программа, подготовленная исполнителем, должна отвечать требованиям нормативных актов. Заказчик согласовывает представленную исполнителем программу в срок не позднее 3 рабочих дней, исполнитель приступает к исполнению программы не позднее следующего для после получения согласования (пункт 1.6.1 технического задания, л.д. 92).
Из отчета о выполненных работах по проведению натурных исследований (замеров) в населенных пунктах Архангельской области по сезонам "Осень", "Зима" следует, что для определения нормативов накопления в категории муниципальных образований с преобладающими отраслями промышленности для исследования выбран г. Архангельск, с особо охраняемыми территориями, рекреационным и лесными зонами - п. Пинега, с преобладающей отраслью сельское хозяйство - г. Шенкурск (л.д. 156).
Согласно сводной сезонной ведомости по сезону "Зима" в замерах участвовали: шиномонтаж (г. Архангельск, пр. Обводный канал д. 25), автосервис Т4 (г. Архангельск, пр. Дзержинского д. 24), автомойка Пилот (г. Архангельск, пр. Троицкий д. 118) (л.д. 141-146).
Согласно договору от 09.04.2019 на выполнение работ по замерам отходов для определения нормативов накопления ТКО на территории Архангельской области, заключенному между ООО "ЭкоЦентр" и ГБУ Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды", исполнитель обязуется выполнить работы по проведению натурных исследований (замеров) в населенных пунктах Архангельской области по сезонам: "Весна", "Лето" 2019 г., виды работ, требования, предъявляемые к выполнению работ, требования к результатам работ, другие условия исполнения договора определяются техническим заданием (пункты 1.3, 2.1 договора).
Согласно техническому заданию к договору исполнитель в течение 5 дней с момента подписания договора обязан составить программу проведения замеров ТКО в населенных пунктах Архангельской области и представить на согласование заказчику. Программа, подготовленная исполнителем, должна отвечать требованиям нормативных актов. Заказчик согласовывает представленную исполнителем программу в срок не позднее 3 рабочих дней, исполнитель приступает к исполнению программы не позднее следующего для после получения согласования (пункт 1.6.1 технического задания, л.д. 110).
Из отчета о выполненных работах по проведению натурных исследований (замеров) в населенных пунктах Архангельской области по сезонам "Осень", "Зима" следует, что для определения нормативов накопления в категории муниципальных образований с преобладающими отраслями промышленности для исследования выбрано муниципальное образование - г. Архангельск, с особо охраняемыми территориями, рекреационным и лесными зонами - п. Пинега, преобладающей отраслью сельское хозяйство - г. Шенкурск (л.д. 168).
Замеры по сезону "Весна" проведены на 3х объектах: шиномонтаж (г. Архангельск, ул. Доковская д. 38), автосервис Т4 (г. Архангельск, пр. Дзержинского д. 24), шиномонтаж (г. Архангельск, пр. Обводный канал д. 25) (л.д. 147).
Таким образом, по сезону "Зима" замеры выполнены на трех объектах в г. Архангельске, по сезону "Весна" на трех объектах в г. Архангельске, по сезону "Лето" на трех объектах в г. Архангельске, двух объектах в г. Северодвинске, 1 объекте в г. Каргополе, по сезону "Осень" на трех объектах в г. Архангельске.
Замеры в п. Пинега, г. Шенкурске не проводились.
В представленных суду сводных, первичных ведомостях отсутствует информация о том, являются ли участвующие в натурных исследованиях объекты, поименованные как шиномонтаж, автомойка, автосервис, таковыми, идентификационные признаки выбранных объектов (организации, индивидуальные предприниматели, субъекты малого бизнеса) не указаны. Выбор конкретных объектов ничем не обусловлен, как и преимущество выбранных объектов по отношению к другим СТО, автосервисам, шиномонтажным мастерским и автомастерским.
Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
В соответствии с пунктом 7 Методических рекомендаций в„– 524пр рекомендуется определять не менее двух участков поселений и городских округов по численности населения.
На выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов (пункт 8).
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (пункт 13 Правил определения нормативов).
Исходя из установленных по делу обстоятельств, нормативы накопления ТКО в оспариваемой части установлены с нарушением Правил в„– 269, Методических рекомендаций в„– 524пр.
Натурные исследования по всем сезонам выполнены без выбора участков поселений/городских округов, с недостаточным количеством объектов исследования.
Суд отмечает, что если в техническом задании к государственному контракту от 22.08.2017 в числе прочих поименована такая категория как предприятия транспортной инфраструктуры (автомастерские, шиномонтажи, автозаправочные станции) (на 1 машино-место), то в заключенных 29.10.2018 и 09.04.2019 договорах (технических заданиях к ним) на выполнение работ по замерам отходов для определения нормативов накопления ТКО на территории Архангельской области с ООО "ЭкоЦентр" перечень категорий объектов отсутствует, имеется общая ссылка на определение среднесуточных нормативов накопления ТКО для многоквартирных и индивидуальных жилых домов, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений, иных юридических лиц на территории муниципальных образований Архангельской области (пункт 1.1 технического задания).
Анализ количества организаций, осуществляющих соответствующую деятельность как предприятия транспортной инфраструктуры на территории Архангельской области, административным ответчиком для определения нормативов накопления ТКО не проводился.
С учетом фактического принятия результатов работ по государственному контракту, а также по договорам с ООО "ЭкоЦентр" путем использования расчетных данных, полученных в ходе натурных исследований, и утверждение нормативов накопления ТКО по категории - "Предприятия транспортной инфраструктуры, в том числе автомастерские, шиномонтажи, автозаправочные станции", объектами проведения замеров могли быть любые предприятия, осуществляющую соответствующую деятельность: стоянки, парковки, гаражно-строительные кооперативы, автобусные парки, автомойки, автосервисы, вокзалы, шиномонтажи, автозаправочные станции, проч.
Доказательств отсутствия как объектов замеров, подпадающих под определение "предприятия транспортной инфраструктуры", так и их необходимого количества, административным ответчиком не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при утверждении норматива накопления ТКО по категории "предприятия транспортной инфраструктуры, в том числе автомастерские, шиномонтажи, автозаправочные станции" административным ответчиком по всем сезонам натурных исследований неправильно утверждены участки проведения натурных замеров, не содержащие необходимых объектов исследования по оспариваемой категории, при наличии возможности отбора участков округов и поселений таким образом, что позволило бы провести замеры в полном соответствии с пунктами 7, 8 Правил в„– 269.
В соответствии с пунктом 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 в„– 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
В соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 в„– 524/пр, нормативы могут быть установлены в отношении категории объектов, объединенных какой-либо сферой деятельности.
Так, по группе объектов общественного назначения "Административные здания, учреждения, конторы" нормативы могут быть установлены для категорий объектов - научно-исследовательских, проектных институтов и конструкторских бюро, банков, финансовых учреждений, отделений связи, административных офисных учреждений.
По группе объектов общественного назначения "Предприятия торговли": для категорий объектов - продовольственных магазинов, промтоварных магазинов, павильонов, лотков, рынков продовольственных, промтоварных.
По группе объектов общественного назначения "Предприятия транспортной инфраструктуры": для категорий объектов - автомастерских, шиномонтажных мастерских, станций технического обслуживания автозаправочных станций, автостоянок и парковок, гаражей, парковок закрытого типа, автомоек, железнодорожных и автовокзалов, аэропортов, речных портов.
Предприятия транспортной инфраструктуры не являются отдельным и самостоятельным объектом, в отношении которого могут устанавливаться нормативы накопления ТКО.
Из постановления в„– 11п в редакции от 04.07.2019 в„– 20п следует, что норматив утвержден в группе объектов, отнесенных методическими рекомендациям к объектам общественного назначения, в разделе "иные категории" и поименован как для "Предприятий транспортной инфраструктуры, в том числе автомастерские, шиномонтажи, автозаправочные станции".
Заголовок группы категорий из приложения в„– 1 к приказу в„– 524/пр не вынесен в раздел, а непосредственно указан в наименовании категории объектов, в отношении которых устанавливается норматив накопления ТКО.
Из буквального содержания указанного пункта следует, что норматив установлен для любых предприятий транспортной инфраструктуры, включая или в числе прочего автомастерские, шиномонтажи, станции технического обслуживания, и предполагает расширительное толкование, распространяя действие на любые организации, осуществляющие деятельность в сфере транспортной инфраструктуры.
Вместе с тем, исходя из представленных ведомостей, из 10 организаций на которых проводились натурные исследования 4 - СТОА, 3 - шиномонтажных организаций, 3 - автомойки. Для всех предприятий транспортной инфраструктуры натурные замеры не проводились. Установленный по результатам замеров, выполненных в 10 организациях, норматив распространен на любые предприятия, относящиеся к транспортной инфраструктуре и является единым как для шиномонтажных мастерских, так и железнодорожных вокзалов и автовокзалов, аэропортов, речных портов, парковок. Вместе с тем, шиномонтажные мастерские, станции технического обслуживания и иные объекты, хотя и обусловленные принадлежностью к предприятиям транспортной инфраструктуры, такие как автозаправочные станции, автостоянки и парковки, гаражи, парковки закрытого типа, автомойка, железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, речные порты, имеют несопоставимые условия и характер осуществления деятельности, особенности отходообразования.
Расширительное применение оспариваемого пункта постановления в„– 11п только лишь в силу упоминания в подпункте 4.4 пункта 4 нормативов накопления ТКО предприятий транспортной инфраструктуры подтверждается и правоприменительной практикой. В частности решением Арбитражного суда Архангельской области по делу в„– А05-3899/2022 по иску ООО "ЭкоИнтегратор" к ГСК "Якорь" о взыскании задолженности за услуги по обращению с ТКО, постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2022 в„– 14-АП-9908/2022 по делу в„– А05-3899/2022.
Наличие в нормативном правовом акте неопределенности в его содержании в силу разъяснений, содержащихся в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ в„– 50, является основанием для признания его недействующими.
Таким образом, постановление министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в оспариваемой части не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" если иное не указано в резолютивной части решения суда, то признание судом недействующими основных нормативных положений означает признание недействующими положений нормативных правовых актов, которыми в основные нормативные положения внесены изменения и (или) дополнения.
Постановление от 23.05.2018 в„– 11п в редакции постановления от 04.07.2019 в„– 20п в оспариваемой части должно быть признано недействующим со дня принятия, поскольку оно утратило законную силу, а определение иной даты не будет отвечать задаче административного судопроизводства - защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации.
На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу ГСК "Якорь" подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 500 рублей, уплаченная при подаче административного искового заявления.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление гаражно-строительного кооператива "Якорь" по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок о признании частично недействующим постановления министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23 мая 2018 г. в„– 11п "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области" в редакции постановления министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 04 июля 2019 г. в„– 20п удовлетворить.
Признать недействующим с даты принятия подпункт 4.4 "Предприятия транспортной инфраструктуры, в том числе автомастерские, шиномонтажи, автозаправочные станции" пункта 4 "Иные категории" нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области, утвержденных постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23 мая 2018 г. в„– 11п "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области", в редакции постановления министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 04 июля 2019 г. в„– 20п.
Обязать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области опубликовать сообщение о принятом решении в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном интернет-портале правовой информации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в пользу гаражно-строительного кооператива "Якорь" по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок в возврат государственной пошлины, уплаченной при подаче иска, 4 500 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий:
судья Архангельского областного суда И.В. Рогова
Решение в окончательной форме вынесено 06.06.2023
------------------------------------------------------------------