Решение Архангельского облсуда от 12.05.2023 N 3а-79/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими в части постановлений агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 25.11.2022 N 93-э/74 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для производителя электрической энергии , поставляемую АО "АрхоблЭнерго" покупателям на розничных рынках на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами">



АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело N 3а-79/2023 12 мая 2023 года

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
при секретаре Когиной А.А.,
с участием прокурора Ефимовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "АрхоблЭнерго" о признании частично недействующими постановлений агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 25 ноября 2022 г. в„– 93-э/74 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для производителя электрической энергии (мощности) АО "АрхоблЭнерго", поставляющего электрическую энергию (мощность) на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами", от 25 ноября 2022 г. в„– 93-э/75 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую АО "АрхоблЭнерго" покупателям на розничных рынках на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами",

установил:

постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 25.11.2022 в„– 93-э/74 для производителя электрической энергии (мощности) АО "АрхоблЭнерго", поставляющего электрическую энергию (мощность) на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, установлены долгосрочные параметры регулирования и необходимой валовой выручки.
Постановлением от 25.11.2022 в„– 93-э/75 установлены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую производителем электрической энергии (мощности) АО "АрхоблЭнерго" гарантирующему поставщику электрической энергии ООО "ТГК-2 Энергосбыт" по договору купли-продажи на розничных рынках на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами; цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующим поставщиком электрической энергии АО "АрхоблЭнерго" покупателям на розничных рынках, расположенных на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей, по договорам энергоснабжения; цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующим поставщиком электрической энергии АО "АрхоблЭнерго" территориальным сетевым организациям на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, для целей компенсации потерь в электрических сетях, по договорам купли-продажи.
Постановления опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 30.11.2022.
АО "АрхоблЭнерго" обратилось в суд с административным иском, в котором просит признать недействующим постановление от 25.11.2022 в„– 93-э/74 в части удержания из экономически обоснованных расходов за 2016 - 2019 гг. расходов АО "АрхоблЭнерго" на создание нормативных запасов топлива в НВВ общества, расчета удельного расхода топлива за 2021 г. при установлении НВВ; признать постановление от 25.11.2022 в„– 93-э/75 в части установления одноставочного тарифа на электрическую энергию (мощность), поставляемую производителем электрической энергии (мощности) АО "АрхоблЭнерго" гарантирующему поставщику электрической энергии ООО "ТГК-2 Энергосбыт" по договору купли-продажи на розничных рынках на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными электроэнергетическими системами (приложение в„– 1), установления экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию (мощность) для потребителей, не относящихся к населению и приравненным к нему категориям потребителей (пункт 1 приложение в„– 2), установления одноставочного экономически обоснованного тарифа на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующим поставщиком электрической энергии АО "АрхоблЭнерго" территориальным сетевым организациям на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, для целей компенсации потерь в электрических сетях, по договорам купли-продажи (приложение в„– 3).
В обоснование иска приведены следующие доводы и основания. При расчете тарифов органом регулирования из НВВ общества исключены экономически необоснованные доходы общества, полученные в 2016 - 2019 гг. в виде неисполнения инвестиционной программы общества, в размере 116 223,21 тыс. руб. В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования. С июля 2019 г. по май 2021 г. общество не осуществляло деятельность в сфере электроэнергетики, в декабре 2021 г. для общества установлены тарифы на 2022 г. как для организаций, расходы которых впервые учитываются при утверждении в установленном порядке цен (тарифов) в сфере электроэнергетики (пункт 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, в связи с чем при установлении тарифов в 2022 г. на 2023 г. предыдущим периодом регулирования является 2021 г. При расчете тарифов общества на 2018 - 2021 гг. административному ответчику было известно о том, что инвестиционная программа не исполнялась в полном объеме, исключение из расчетов соответствующих экономически необоснованных расходов должно было быть совершено при установлении тарифов на указанный период. Исключение необоснованно полученных доходов за иной, чем 2021 г. период, противоречит пункту 24 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системами и на территориях технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 29.05.2019 в„– 686/19. Прекращение в 2019 г. регулируемой деятельности АО "АрхоблЭнерго" должно влечь прекращение всех взаиморасчетов с агентством. Каких-либо мер по взысканию экономически необоснованных доходов регулирующим органом не принималось.
При утверждении долгосрочных параметров НВВ административным ответчиком неправомерно не учтены расходы на создание нормативных запасов топлива в сумме 772 208,26 тыс. руб., необоснованно отклонен представленный АО "АрхоблЭнерго" расчет нормативов запасов топлива для ДЭС АО "АрхоблЭнерго", выполненный Минэнерго России. Не полный учет расходов на создание нормативных запасов топлива противоречит пункту 2 статьи 21 Федерального закона "Об электроэнергетике", подпункту 5 пункта 21 Основ ценообразования.
При определении удельного расхода топлива органом регулирования учтены данные за 3 предшествующих периода, вместе с тем не принято во внимание, что фактический расход за 2021 г. не мог быть принят к учету в связи с тем, что общество вынуждено было использовать дизельное топливо, не соответствующее требованиям ГОСТ и ТУ. По причине наличия спора о качестве и цене топлива, оно не было принято к бухгалтерскому учету, как и его расход. Расчет удельного расхода условного топлива на основании фактических данных за 2019 - 2021 гг. ведет к снижению удельного расхода топлива и следовательно влечет за собой снижение НВВ общества.
В ходе судебного разбирательства заявленные требования уточнены, АО "АрхоблЭнерго" просит признать недействующими с даты принятия столбец шестой приложения в„– 1 и приложение в„– 2 постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области в„– 93-э/74 в части удержания сумм экономически необоснованных расходов за 2016 - 2019 гг. в НВВ общества, отсутствия учета расходов на создание нормативных запасов топлива, расчета удельного расхода топлива за 2021 г. при определении размера НВВ; признать недействующим приложение в„– 1, пункт 1 приложения в„– 2, приложение в„– 3 постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 25.11.2022 в„– 93-э/75 (т.1 л.д. 240-243).
В судебном заседании представитель административного истца Томашевская А.А. требования, с учетом их уточнения, поддержала.
Представитель агентства по тарифам и ценам Архангельской области Рябова Н.В. с иском не согласилась, просила в его удовлетворении отказать.
Представитель заинтересованного лица ООО "ТГК-2 Энергосбыт" Павлова С.В. полагала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрев материалы тарифного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и утвержденными во исполнение данного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1178 Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования).
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункты 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона в„– 35-ФЗ).
Согласно второму абзацу пункта 3 статьи 24 Федерального закона в„– 35-ФЗ, подпункту 1 пункта 9 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2009 в„– 214-пп, установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, относится к полномочиям агентства по тарифам и ценам Архангельской области.
28.04.2022 АО "АрхоблЭнерго" обратилось в агентство с заявлением об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую АО "АрхоблЭнерго" на территории Архангельской области покупателям на розничных рынках на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными энергоэлектрическими системами, по договорам купли-продажи (договорам энергоснабжения), без дифференциации по уровням напряжения на долгосрочный период регулирования 2023 - 2027 гг.
Распоряжением от 11.05.2022 в„– 19-э/о открыто дело об установлении долгосрочных параметров регулирования и цен (тарифов) на поставляемую АО "АрхоблЭнерго" электрическую энергию на долгосрочный период регулирования 2023 - 2027 гг.
Постановлением в„– 93-э/74 от 25.11.2022 утверждены долгосрочные параметры регулирования для производителя электрической энергии (мощности) АО "АрхоблЭнерго", поставляющего электрическую энергию (мощность) на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами (приложение в„– 1), необходимая валовая выручка производителя электрической энергии (мощности) АО "АрхоблЭнерго", поставляющего электрическую энергию (мощность) на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, на долгосрочный период регулирования (приложение в„– 2).
Постановлением в„– 93-э/75 от 25.11.2022 на период с 01.01.2023 по 31.12.2023 установлены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую производителем электрической энергии (мощности) АО "АрхоблЭнерго" гарантирующему поставщику электрической энергии ООО "ТГК-2 Энергосбыт" по договору купли-продажи на розничных рынках на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами (приложение в„– 1);
цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующим поставщиком электрической энергии АО "АрхоблЭнерго" покупателям на розничных рынках, расположенных на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей, по договорам энергоснабжения (приложение в„– 2);
цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующим поставщиком электрической энергии АО "АрхоблЭнерго" территориальным сетевым организациям на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, для целей компенсации потерь в электрических сетях, по договорам купли-продажи (приложение в„– 3).
Цены (тарифы) введены в действие с 01.12.2022.
Постановления опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 30.11.2022.
Постановления в„– 93-э/74, 93-э/75 от 25.11.2022 приняты уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликованы и по этим основаниям не оспариваются.
Административный истец не согласен с выполненной органом регулирования экспертизой представленного обществом предложения об установлении долгосрочных параметров регулирования и цен (тарифов) в части исключения при формировании НВВ излишне полученных доходов за предыдущие периоды регулирования, не учета расходов общества на создание нормативных запасов топлива, неверного расчета плановой величины удельного расхода топлива на 2023 г.
АО "АрхоблЭнерго" осуществлял и осуществляет регулируемую деятельность по производству, передаче и сбыту электрической энергии на территориях технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными энергетическими системами. С 01.09.2019 АО "АрхоблЭнерго" заключило договоры аренды и субаренды производственных объектов с ПАО "ТГК-2" и регулируемый вид деятельности не осуществляло. Договоры с ПАО "ТГК-2" расторгнуты в мае 2021 г. АО "АрхоблЭнерго" возобновило регулируемый вид деятельности.
При установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую АО "АрхоблЭнерго" в декабре 2018 г. на 2019 г. выполнена корректировка НВВ в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования, связанная с исключением излишне полученного дохода (за исключением инвестиционной программы) в размере -100 157,44 тыс. руб., в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования (величина корректировки инвестиционной программы) в размере -103 216,23 тыс. руб. С целью недопущения ущерба нормальной хозяйственной деятельности общества и сглаживания изменения тарифов исключение экономически необоснованного дохода в общей сумме 203 373,67 тыс. руб. предложено осуществить в течение 3х лет. На 2019 г. корректировка составила -67 791,22 тыс. руб. (в том числе в связи с неисполнением инвестиционной программы, утвержденной на 2017 г., -34 405,41 тыс. руб.) (экспертное заключение от 20.12.2018 л. 13-14).
При установлении цен (тарифов) на электрическую энергию на 2022 г. корректировка и исключение необоснованно полученных доходов за предыдущие периоды деятельности органом регулирования не проводились. Агентством направлен запрос в ФАС России о предоставлении разъяснений по вопросу возобновления исключения из НВВ АО "АрхоблЭнерго" выявленных ранее (до перерыва в осуществлении регулируемой деятельности), но не исключенных в полном объеме экономически необоснованных доходов. Согласно ответу ФАС России в случае, если агентством выявлены действия организации, осуществляющей (осуществлявшей) регулируемые виды деятельности, носящие признаки действий, повлекших нарушение законных прав и интересов потребителей Архангельской области, включая население и организации, финансируемые из бюджетов всех уровней, агентством должны быть предприняты все возможные меры, направленные на восстановление прав и интересов потребителей области (т. 1 л.д. 149).
С учетом поступивших разъяснений, в соответствии с положениями пункта 7 Основ ценообразования, пункта 73 Методических указаний в„– 1554/17, положений пунктов 9, 11 Методических указаний в„– 98-э, при формировании НВВ АО "АрхоблЭнерго" на 2023 г. агентством определен общий размер корректировки экономически необоснованных доходов за предыдущие периоды регулирования в размере 348 669,64 тыс. руб., с разбивкой на 3 года, на 2023 г. исключены необоснованные доходы в размере 116 223,21 тыс. руб., на 2024 - 116 223,21 тыс. руб., на 2025 г. - 116 223,21 тыс. руб. (т. 1 л.д. 105, экспертное заключение от 25.11.2022 л. 90-93).
Статьей 23.1 Закона об электроэнергетике определено, что государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим законом.
В частности, согласно четвертому абзацу ч. 3 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к ним категориям потребителей.
Пунктом 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике определены основные принципы государственного регулирования в электроэнергетике, к числу которых отнесены, в частности, достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
В силу пункта 1 статьи 23 названного закона государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации; при этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.
В пункте 2 указанной статьи закреплены принципы, которые должны соблюдаться при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы).
Исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных, в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет (абзац 11 пункта 7 Основ ценообразования).
Доводы стороны административного истца о том, что в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении тарифов экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования, в настоящем случае в 2021 г., суд признает несостоятельными.
В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Основ ценообразования подлежат исключению как экономически необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности.
В настоящем деле регулирующим органом установлены излишне полученные доходы производителя электрической энергии (мощности), обусловленные неисполнением обществом инвестиционной и ремонтной программ, учтенные при установлении тарифов в период осуществления регулируемой деятельности.
Суд также находит несостоятельными доводы стороны административного истца о том, что общество прекращало регулируемый вид деятельности, что является основанием к прекращению взаиморасчетов с агентством. Обязательственные отношения между АО "АрхоблЭнерго" и агентством по тарифам и ценам Архангельской области, как и какие-либо взаиморасчеты, отсутствуют, установление цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) не носит гражданско-правового характера. Доказательств в подтверждение изменения основных видов деятельности общества в материалы дела не представлено, в судебном заседании представитель административного истца указал, что изменения в основные виды деятельности и исключение как основного вида производство электроэнергии в спорный период времени в ЕГРЮЛ не вносились. Таким образом, суд находит, что в осуществлении регулируемого вида деятельности имел место перерыв.
В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении, с учетом особенностей, предусмотренных абзацами вторым - десятым настоящего пункта.
Средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата.
При этом регулирующие органы обязаны учитывать расходы, связанные с возвратом и обслуживанием долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, начиная с даты поступления средств на реализацию проекта, обеспечить учет таких расходов при расчете регулируемых цен (тарифов) на последующие расчетные периоды регулирования в течение всего согласованного срока окупаемости проекта, а также обязаны учитывать на последующие периоды регулирования расходы, связанные с возвратом (в размере, соответствующем финансовому плану инвестиционной программы субъекта электроэнергетики) и обслуживанием долгосрочных заемных средств.
В случае если инвестиционные проекты, предусмотренные инвестиционной программой, не были реализованы, из необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, устанавливаемой на очередной период регулирования, исключаются расходы на реализацию этих проектов в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам). При пересмотре указанной инвестиционной программы необходимая валовая выручка организации, осуществляющей регулируемую деятельность, на очередной период регулирования корректируется с учетом изменения объемов финансирования инвестиционной программы за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам).
В силу положений пунктов 32, 37 Основ ценообразования корректировка НВВ сетевой организации должна производиться исходя из планового размера финансирования инвестиционной программы, учтенной в тарифах, и данных о ее фактическом исполнении.
Иной подход означал бы получение организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности, инвестиционных ресурсов за счет выручки от реализации услуг по передаче электрической энергии потребителям в размере, предусмотренном инвестиционной программой, утвержденной (скорректированной) до начала очередного года долгосрочного периода регулирования, и неисключение таких средств в случае снижения плановых объемов финансирования инвестиционной программы после установления тарифов на соответствующий год, что приводило бы к оставлению в распоряжении организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, необоснованно полученных доходов.
Ссылки на порядок расчета НВВ, установленный пунктом 24 Методических указаний в„– 686/19, суд отклоняет, получение экономически необоснованных доходов обществом установлено экспертным заключением при установлении тарифов на 2019 г., перерыв в деятельности не является основанием к оставлению таких необоснованно полученных доходов в распоряжении общества и может повлечь возможность злоупотребления правом.
Таким образом, суд находит обоснованным решение органа регулирования по корректировке НВВ и учета ранее полученных необоснованных доходов общества.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 21 Основ ценообразования расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются в том числе на основе нормативов создания запасов топлива (за исключением ядерного), рассчитываемых в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
В соответствии с Положением о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 в„– 400, Министерство энергетики Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в полномочия которого входит утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической энергии, а также нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Административный истец в обоснование своих возражений указывает, что обществом представлена копия письма Минэнерго России от 10.11.2022 в„– ЕГ-16428/05, содержащая результаты расчета нормативов запасов топлива для АО "АрхоблЭнерго", считая при этом, что в соответствии с пунктами 37, 38 Порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива представление расчета, выполненного уполномоченным органом, являлось достаточным.
В соответствии с пунктами 37, 38 Порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива (в редакции на дату тарифного регулирования), утвержденного приказом Минэнерго России от 27.11.2020 в„– 1062, нормативные объемы запасов топлива (ННЗТ, НЭЗТ, НАЗТ, НВЗТ) для ТЭС при производстве электрической энергии вне зависимости от установленной генерирующей мощности ТЭС, а также ТЭС при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью 25 МВт и более рассчитываются и утверждаются уполномоченным в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике" федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти) один раз в год на основании информации, предоставляемой субъектами электроэнергетики
Расчет и утверждение нормативов запасов топлива для ТЭС, указанных в пункте 37 настоящего Порядка, осуществляются на каждый месяц планируемого года один раз в год в соответствии с положениями настоящего Порядка. В случае если владелец ТЭС, указанный в пункте 37 настоящего Порядка, не предоставил требуемую для расчета информацию, значения нормативных объемов запасов топлива для утверждения принимаются максимальными за предыдущие 3 года.
Сторонами не оспаривается, что на дату тарифного регулирования административным истцом представлены результаты расчета нормативов запасов топлива для ДЭС АО "АрхоблЭнерго", выполненные Минэнерго России (т. 1 л.д. 40-41).
Нормативы создания запасов топлива при производстве электрической энергии утверждены приказом Минэнерго России 08.12.2022 в„– 1296 (т. 1 л.д. 45-46).
Суд считает ошибочными и не имеющими правового значения доводы административного истца о смысловом разделении понятий "расчет" и "утверждение" в контексте подпункта 5 пункта 21 Основ ценообразования, где указано на определение нормативов создания запасов топлива, рассчитываемых в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой, поскольку из приведенных положений Основ ценообразования, Порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива нормативы должны быть не только рассчитаны в соответствии с Методикой, но и утверждены уполномоченным органом. В соответствии с приведенным подпунктом 5 пункта 21 Основ ценообразования расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются, в том числе на основе нормативов создания запасов топлива, а не результатов расчетов.
В настоящем деле нормативы создания запасов топлива утверждены лишь 08.12.2022 и на дату тарифного регулирования (25.11.2022) основания применять не нормативы, а расчетные данные нормативов запасов топлива у органа регулирования отсутствовали.
В соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 21 Основ ценообразования расходы на топливо, включаемые в НВВ, определяются, в том числе на основе нормативов удельного расхода топлива с помесячной и ежегодной разбивками (за исключением ядерного) на производств 1 кВТ*ч электрической энергии и 1 Ккал тепловой энергии, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и расчетных объемов потребления топлива
Расходы на топливо на производство электрической энергии определяются по формуле, приведенной в пункте 17 Методических указаний в„– 686/19, учитывающей, в том числе значение удельного расхода условного топлива при производстве электрической энергии, установленной для электростанции федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, на расчетный период регулирования, г.у.т./кВт*ч.
Согласно пункту 31 Основ ценообразования при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
При установлении тарифов для АО "АрхоблЭнерго" утвержденные нормативы удельного расхода условного топлива для объектов розничной генерации АО "АрхоблЭнерго" отсутствовали.
Согласно представленному в материалы тарифного дела предложению АО "АрхоблЭнерго" удельный расход условного топлива рассчитан обществом как среднее значение за последние три полных года - 2016 - 2018 гг. (том 7 тарифного дела л. 213, 347).
24.11.2022 административным истцом в адрес агентства направлена пояснительная записка по расчету удельного расхода топлива, в котором предложено к учету три года 2018 - 2020 гг.
В соответствии с пунктом 17 постановления Правительства РФ от 14.11.2022 в„– 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" регулируемая организация вправе представить по своей инициативе дополнительные материалы к предложениям об установлении тарифов не позднее 7 дней до дня проведения заседания правления (коллегии) исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (либо органа местного самоуправления, осуществляющего регулирование тарифов, в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации), на котором принимается решение об установлении тарифов.
Поскольку предложение и дополнительные документы по расчету удельного расхода топлива направлены накануне заседания коллегии, т.е. с нарушением срока, установленного пунктом 17 постановления в„– 2053, они не были приняты к рассмотрению.
Согласно пункту 3 Порядка определения нормативов условного топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго России от 30.12.2008 в„– 323 "Об утверждении порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии", под нормативом удельных расходов топлива понимается максимально допустимая технически обоснованная мера потребления топлива на единицу электрической энергии, отпускаемой с шин. Нормативы определяются в граммах условного топлива на 1 киловатт-час (г. у.т./кВт-ч) с дифференциацией по месяцам.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 21 Основ ценообразования расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются, в том числе на основе расчетных объемов потребления топлива (за исключением ядерного) с учетом структуры и динамики его использования, сложившейся за последние 3 года.
Экспертом в расчете удельного расхода топлива приняты фактические данные за 2019 - 2021 гг., итоговая фактическая величина удельного расхода условного топлива определена в размере 358,99 г/кВт*ч, расхода натурального топлива 11 443,48 т.н.т., всего включены расходы в размере 875 952,55 тыс. руб. (т. 1 л.д. 214-215, л. 88-89 экспертного заключения).
Фактический удельный расход топлива за 2021 г. определен как частное от деления расхода условного топлива за 2021 г. по данным АО "АрхоблЭнерго" и ПАО "ТГК-2", осуществлявшего эксплуатацию ДЭС с 01.09.2019 по 19.05.2021, на отпуск электрической энергии с шин станций в размере 329,80 г/кВт*ч. Плановая величина удельного расхода топлива на 2023 г. сформирована как средневзвешенное фактическое значение за 2019 - 2021 гг. (без учета данных по ДЭС пос. Сояна) - 358,99 г/кВТ*ч. (т. 1 л.д. 215).
Определение удельного расхода топлива при производстве электрической энергии исходя из фактических сведений определено административным ответчиком в связи с отсутствием утвержденных нормативов.
Административный истец возражает против принятия к учету фактических данных удельного расхода топлива за 2021 г., ссылаясь на то, что в период с 01.09.2019 по 20.05.2021 производственные объекты общества эксплуатировало и обслуживало ПАО "ТГК-2" в соответствии с заключенными договорами аренды и субаренды имущества. После расторжения договоров обществом предприняты действия по приобретению дизельного топлива, принадлежащего ПАО "ТГК-2" и располагавшегося на производственных объектах, в объеме для обеспечения деятельности ДЭС до момента следующей поставки (наличия транспортной доступности).
Между АО "АрхоблЭнерго" и ПАО "ТГК-2" возник спор на предмет соответствия требованиям качества, цены нефтепродуктов условиям договоров купли-продажи, в связи с чем топливо не было принято к бухгалтерскому учету, однако фактически использовалось обществом для предотвращения срывов производственных процессов, недопущения ограничения электроснабжения потребителей общества. Соответственно принятые агентством к учету данные не соответствуют фактическому расходу ТДТО, являются заниженными.
Суд, оценивая представленные доказательства, находит расчет агентства верным, признавая доводы административного истца несостоятельными.
Как приведено выше, согласно положениям подпункта 4 пункта 21 Основ ценообразования расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются с учетом структуры и динамики его использования, сложившейся за последние 3 года. Принятие к расчету выборочных периодов, как то 2016 - 2018 или 2018 - 2020, действующим законодательством не предусмотрено.
Согласно пункту 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В силу пункта 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов.
Фактический расход топлива (в натуральном и стоимостном выражении) за 2021 г. и использованный при тарифном регулировании подтвержден обществом данными бухгалтерского учета о его списании.
Наличие гражданско-правового спора о цене и качестве топлива по договорам купли-продажи, непринятие его в связи с этим к бухгалтерскому учету, несмотря на его фактическое использование в деятельности, не является основанием к включению расхода топлива, не подтвержденного данными бухгалтерского учета, в состав соответствующих расходов.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд приходит к выводу о том, что произведенные агентством расчеты долгосрочных параметров регулирования и цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для АО "АрхоблЭнерго" являются обоснованными, сделаны на основании норм, регламентирующих тарифное регулирование, оспариваемое постановление по своему содержанию соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, оспариваемые положения постановления, приложений к нему не противоречат действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы истца.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление АО "АрхоблЭнерго" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление акционерного общества "АрхоблЭнерго" о признании недействующими пункта 6 приложения в„– 1, приложения в„– 2 постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 25 ноября 2022 г. в„– 93-э/74 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для производителя электрической энергии (мощности) АО "АрхоблЭнерго", поставляющего электрическую энергию (мощность) на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами", приложения в„– 1, пункта 1 приложения в„– 2, приложения в„– 3 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 25 ноября 2022 г. в„– 93-э/75 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую АО "АрхоблЭнерго" покупателям на розничных рынках на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами" оставить без удовлетворения.
Обязать агентство по тарифам и ценам Архангельской области опубликовать сообщение о принятом решении в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном интернет-портале правовой информации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий:
судья Архангельского областного суда И.В. Рогова

Решение в окончательной форме вынесено 26.05.2023.


------------------------------------------------------------------