Решение Архангельского облсуда от 02.05.2023 N 3а-134/2023 <Об отказе в признании недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18.11.2022 N90-в/32 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 13.12.2018 N74-в/4">



АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело N 3а-134/2023 2 мая 2023 года


РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Вершинина А.В.,
при секретаре Быковой Т.А.,
с участием прокурора Мошниковой З.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о признании недействующим Постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18 ноября 2022 г. в„– 90-в/32 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 13 декабря 2018 г. в„– 74-в/4", возложении на Агентство по тарифам и ценам Архангельской области обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт,

установил:

постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство) от 18 ноября 2022 г. в„– 90-в/32 внесены изменения в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 13 декабря 2018 г. в„– 74-в/4 (далее - Постановление).
Постановлением, в том числе изменены тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ОАО "РЖД" (ИНН <данные изъяты>) на территории Городского округа Архангельской области "Котлас", согласно Приложению в„– 9, для категорий "Население", "Потребители, приравненные к населению" и "Прочие потребители".
Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26 ноября 2022 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество, ОАО "РЖД") обратилось в областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного Постановления, ссылаясь на то, что оно противоречит федеральному законодательству и является экономически необоснованным в части не включения в необходимую валовую выручку (далее - НВВ) Общества расходов на амортизацию основных средств на 2023 г., а именно расходов на реконструкцию канализационных очистных сооружений пос. Вычегодский в размере 31 863 022, 44 руб. Просит обязать Агентство включить указанные расходы путем принятия заменяющего нормативного правового акта. Считает, что требование Агентства к Обществу о необходимости составления и утверждения инвестиционной программы как условие для включения спорных расходов является незаконным, поскольку работы по разработке проекта реконструкции очистных сооружений были начаты Обществом в 2012 г. до введения в действие Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. в„– 406.
Представитель Общества Танцуева И.И. в судебном заседании, организованном посредством видеоконференцсвязи исковые требования поддержала.
Представитель Агентства Рябова Н.В. в судебном заседании считала требования необоснованными.
Заинтересованное лицо Управление министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание представителя не направило, о его времени и месте извещено.
Суд вынес определение о рассмотрении дела при имеющейся явке.
Прокурор областной прокуратуры Мошникова З.Н. дала заключение о необходимости отказа в удовлетворении административного искового заявления, поскольку оспариваемое Постановление не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Выслушав объяснения участвующих лиц, заключение прокурора, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Постановление устанавливает в том числе тарифы на услуги водоотведения, оказываемые именно Обществом, а потому оно является лицом, имеющим право оспаривать указанный в административном иске тариф в соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. в„– 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. в„– 1746-э (далее - Методические указания в„– 1746-э), Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 г. в„– 1154-э (далее - Регламент), с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанных Минэкономразвития России и одобренных Правительством Российской Федерации.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. в„– 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Таким исполнительным органом государственной власти в Архангельской области является Агентство (подпункт 26 пункта 9 Постановления Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 г. в„– 214-пп "Об утверждении Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области").
Общество в соответствии с постановлением администрации муниципального образования "Котлас" от 26 ноября 2013 г. в„– 3714 наделено статусом гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории поселка Вычегодский муниципального образования "Котлас" за исключением закрытого военного городка в„– 8 пос. Байка.
Постановлением Агентства от 13 декабря 2018 г. в„– 74-в/4 утверждены производственные программы, установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и услуги водоотведения, оказываемые ОАО "РЖД" на территории муниципального образования "Котлас". Указанное постановление Обществом не оспаривается.
При установлении тарифов на указанный период Агентством применен метод индексации.
Общество обратилось в Агентство с заявлением от 21 апреля 2022 г. о корректировке установленных на 2023 г. долгосрочных тарифов.
В соответствии с пунктом 80 Основ, пунктом 35 Правил в„– 406, подпунктом "б" пункта 2, пунктами 4, 12, 22 Регламента, по результатам рассмотрения заявления Общества распоряжением Агентства от 13 мая 2022 г. в„– 93-в/о открыто дело о корректировке установленных на 2023 г. долгосрочных тарифов на услуги водоотведения, оказываемые ОАО "РЖД" на территории городского округа Архангельской области "Котлас".
Агентством проведена экспертиза представленных Обществом документов.
Оспариваемое Постановление принято по результатам заседания коллегии Агентства, что следует из выписки из протокола от 18 ноября 2022 г. в„– 90.
Постановление принято Агентством в пределах его компетенции, с соблюдением порядка его принятия, и по этим основаниям не оспаривается.
Согласно пункту 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
На основании пункта 80 Основ НВВ регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Корректировка НВВ осуществляется в соответствии с формулой 32 Методических указаний и включает показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 Основ.
Оспариваемым Постановлением, в том числе внесены изменения в объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы в сфере водоотведения, и откорректированы установленные тарифы на услуги водоотведения.
В соответствии с пунктом 28 Методических указаний в„– 1746-э расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.
Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании.
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. в„– 1.
Амортизация по объектам основных средств и нематериальных активов, построенным за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (выделяемых непосредственно регулируемой организации или опосредованно через третьих лиц), не учитывается для целей тарифного регулирования, за исключением случаев, когда соответствующие амортизационные отчисления по указанным объектам являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18 декабря 2014 г. по делу NА05-11228/2014 на ОАО "РЖД" возложена обязанность в срок до 30 сентября 2015 г. предоставить в Управление Росприроднадзора по Архангельской области положительное экспертное заключение на проектную документацию по объекту "Реконструкция канализационных очистных сооружений ст. Сольвычегодск".
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 22 февраля 2018 г. срок предоставления положительного экспертного заключения на проектную документацию по объекту "Реконструкция канализационных очистных сооружений ст. Сольвычегодск" был установлен до 30 июня 2018 г.
Положительное заключение повторной государственной экспертизы, объектом которого являлась проектная документация и результаты инженерных изысканий, утверждено государственным автономным учреждением Архангельской области "Управление государственной экспертизы" 14 августа 2018.
Мероприятия по реконструкции объектов централизованной системы водоотведения осуществлялись в период с 2018 года по 2022 год.
Так, 1 февраля 2022 г. Обществом в лице соответствующей приемочной комиссии был подписан акт приемки законченного строительством объекта, а 17 марта 2022 г. администрацией городского округа Архангельской области "Котлас" выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Следовательно, увеличение стоимости указанных объектов по результатам реконструкции произведено в 2022 году.
Суд соглашается с позицией Агентства о том, что Общество, осуществляя деятельность в сфере водоотведения, подлежащую государственному регулированию, в целях учета в НВВ расходов на реконструкцию объектов водоотведения должно было руководствоваться действующим в указанной сфере законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами: Федеральным законом в„– 416-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2013 г.; Основами, вступившими в силу с 23 мая 2013 г.; Правилами разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. в„– 641 (далее - Правила в„– 641), вступившими в силу с 14 августа 2013 г.
В соответствии с пунктом 10 Правил в„– 641 мероприятия по строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечивающие изменение технических характеристик этих объектов и предполагающие изменение первоначальной (полной) стоимости модернизируемого и (или) реконструируемого объекта, целесообразность реализации которых обоснована в схемах водоснабжения и водоотведения, мероприятия, предусматривающие капитальные вложения в объекты основных средств и нематериальные активы регулируемой организации, обусловленные необходимостью соблюдения регулируемыми организациями обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с обеспечением деятельности в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения с использованием централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включаются в инвестиционную программу.
Пунктом 2 Правил в„– 641 установлено, что проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией, инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы (далее - уполномоченный орган местного самоуправления поселения (городского округа), по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционных программ органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых не входит установление регулируемых цен (тарифов).
В случае если утверждение инвестиционных программ осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, регулируемая организация направляет проект разработанной инвестиционной программы на согласование в орган (органы) местного самоуправления поселения (городского округа), на территории которого (которых) осуществляются мероприятия инвестиционной программы, в части мероприятий, обеспечивающих водоснабжение и (или) водоотведение абонентов на территории муниципального образования, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (за исключением случаев, когда инвестиционная программа утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых входит установление регулируемых цен (тарифов) (пункт 12 Правил в„– 641).
Согласно подпункту 21 пункта 9 Положения о министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 3 апреля 2012 г. в„– 128-пп, полномочиями по утверждению по согласованию с агентством по тарифам и ценам Архангельской области и соответствующим органом местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа Архангельской области инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение обладает министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области.
Подпунктом "ж" пункта 10 Правил в„– 641 установлено, что инвестиционная программа должна содержать предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 6 статьи 40 Федерального закона в„– 416-ФЗ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации оценивает доступность для абонентов тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, рассчитанных с учетом расходов на реализацию инвестиционной программы. В случае недоступности тарифов такой организации для абонентов органы местного самоуправления совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определяют иные источники финансирования инвестиционной программы.
Согласно пункту 13 Правил в„– 641 Агентство проводит оценку доступности тарифов регулируемой организации для потребителей путем сравнения прогнозного темпа роста платы граждан за коммунальные услуги, обусловленного учетом при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения расходов на реализацию инвестиционной программы регулируемой организации, с ограничениями платы граждан за коммунальные услуги, установленными в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Основанием для отказа в согласовании проекта инвестиционной программы является недоступность тарифов регулируемой организации для абонентов.
Реконструкция объектов централизованной системы водоотведения произведена Обществом без разработки, согласования и утверждения инвестиционной программы.
Указанное обстоятельство представителем Общества не оспаривалось.
Является ошибочным суждение административного истца о том, что Агентством при расчете расходов на амортизацию спутаны понятия "реконструкция объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения" и "переоценка основных средств и нематериальных активов" поскольку согласно пункту 10 Правил в„– 641 в инвестиционную программу включаются мероприятия по реконструкции.
Представленный Обществом в Агентство расчет амортизационных отчислений по объектам основных средств в сфере водоотведения на 2023 год в размере 31 863 022,44 руб. произведен в нарушение пункта 43 Основ исходя не из максимальных сроков полезного использования основных средств, установленных Классификатором.
В связи с тем, что Обществом инвестиционная программа не разрабатывалась, не согласовывалась и не утверждалась Агентством амортизационные отчисления на 2023 год определены исходя из стоимости объектов основных средств без учета увеличения их стоимости, связанной с реконструкцией объектов централизованной системы водоотведения.
О возможности для регулируемых организаций включения регулирующими органами сумм амортизационных отчислений только в рамках инвестиционных программ, разработанных, согласованных и утвержденных в соответствии с Правилами в„– 641 ранее неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации (определения Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2019 г. в„– 45-АПА19-27, от 19 сентября 2018 г. в„– 1-АПГ18-11, от 11 сентября 2019 г. в„– 11-АПА19-17, от 8 августа 2019 г. в„– 81-АПА19-15 и др.).
Кроме того, помимо формального несоблюдения Обществом федерального законодательства, включение в НВВ просимых Обществом расходов может повлечь недоступность тарифов регулируемой организации для абонентов, а значит и несоблюдение общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, направленных, в том числе на обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности регулируемой организации (пункт 4 части 1 статьи 3 Федерального закона в„– 416-ФЗ).
Следовательно, по мнению суда, Агентство правомерно исключило расходы на амортизацию основных средств в размере 31 863 022,44 руб., считая их экономически необоснованными.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемое Постановление не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о признании недействующим Постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18 ноября 2022 г. в„– 90-в/32 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 13 декабря 2018 г. в„– 74-в/4", возложении на Агентство по тарифам и ценам Архангельской области обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт, оставить без удовлетворения.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий:
судья Архангельского областного суда А.В. Вершинин


------------------------------------------------------------------