Решение Архангельского облсуда от 29.03.2023 N 3а-82/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта 1 пункта 1 постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18.11.2022 N 90-т/41 "О внесении изменений в постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 16.12.2020 N 68-т/6">



АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело N 3а-82/2023 29 марта 2023 года

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Вершинина А.В.,
при помощнике судьи Мещанской В.А.,
с участием прокурора Мошниковой З.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЕКТОР" о признании недействующим подпункта 1 пункта 1 постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18 ноября 2022 г. в„– 90-т/41 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 16 декабря 2020 г. в„– 68-т/6", возложении на Агентство по тарифам и ценам Архангельской области обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт,

установил:

Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство) 18 ноября 2022 г. принято постановление в„– 90-т/41 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 16 декабря 2020 г. в„– 68-т/6" (далее - Постановление).
Подпунктом 1 пункта 1 Постановления в постановление Агентства от 16 декабря 2020 г. в„– 68-т/6 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Вектор" потребителям, расположенным на территории сельского поселения "Шалакушское" Няндомского муниципального района Архангельской области" внесены изменения. Приложение в„– 2 к указанному постановлению изложено в иной редакции.
Изменены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Вектор" (ИНН 2918012331) потребителям, расположенным на территории сельского поселения "Шалакушское" Няндомского муниципального района Архангельской области, для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, одноставочный, руб./Гкал: 2021 г. - с 1 января по 30 июня - 10186,36; с 1 июля по 31 декабря - 11439,32; 2022 г. - с 1 января по 30 июня - 10199,61; с 1 июля по 31 декабря - 10199,61; 2023 г. - с 1 января по 31 декабря - 10163,78.
Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26 ноября 2022 г.
Общество с ограниченной ответственностью "ВЕКТОР" (далее - Общество) обратилось в областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанного положения Постановления, ссылаясь на то, что оно противоречит федеральному законодательству и является экономически необоснованным в части того, что Агентство при расчете расходов на социальные нужды утвердило их в размере 1 365,5 тыс. руб., а не в размере 1 524,16 тыс. руб. Также считает, что Агентство было обязано рассчитать средний показатель полезного отпуска тепловой энергии за последние три года. Просит, с учетом уточнения иска (уточнения арифметических ошибок, допущенных Обществом в первоначальном иске) возложить на Агентство обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт, учитывающий правовую позицию Общества, в том числе учесть расходы на социальные нужды в размере 1 524,16 тыс. руб., принять факт полезного отпуска тепловой энергии в размере 4 822,812 Гкал за 2021 г. для расчета среднего показателя за последние три года эксплуатации, принять корректировку, подлежащую учету в необходимую валовую выручку (далее - НВВ) с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов.
Представитель Общества Кобыленко Е.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель Агентства Рябова Н.В. в судебном заседании считала требования необоснованными.
Прокурор областной прокуратуры Мошникова З.Н. дала заключение о необходимости отказа в удовлетворении административного искового заявления, поскольку оспариваемое положение нормативного правового акта не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Выслушав объяснения участвующих лиц, допросив в качестве свидетеля специалиста Агентства Шестакову Л.В., заключение прокурора, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Постановление устанавливает, в том числе тарифы на услуги водоотведения, оказываемые именно Обществом, а потому оно является лицом, имеющим право оспаривать указанный в административном иске тариф в соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. в„– 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. в„– 760-э (далее - Методические указания в„– 760-э).
Полномочиями на установление тарифов в сфере теплоснабжения наделены соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Таким исполнительным органом государственной власти в Архангельской области является Агентство (подпункт 4 пункта 9 Постановления Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 г. в„– 214-пп "Об утверждении Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области").
Постановление принято уполномоченным органом, в установленной форме, официально опубликовано, и по этим основаниям не оспаривается.
Постановлением Агентства от 16 декабря 2020 г. в„– 68-т/6 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом потребителям, расположенным на территории сельского поселения "Шалакушское" Няндомского муниципального района Архангельской области.
29 апреля 2022 г. Общество обратилось в Агентство с заявлением о корректировке тарифов на тепловую энергию на 2023 г.
Распоряжением от 18 мая 2022 г. в„– 178-т/о Агентством открыто дело о корректировке установленных на 2023 год тарифов на тепловую энергию, поставляемую Обществом.
Корректировка долгосрочных тарифов на 2023 г. произведена оспариваемым Постановлением в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в„– 1075, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 г. в„– 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Методическими указаниями в„– 760-э, с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, опубликованном на официальном сайте Минэкономразвития России 28 сентября 2022 г. (далее - Прогноз).
При установлении тарифов применен метод индексации.
Позиция Общества, изложенная в административном исковом заявлении об экономической необоснованности оспариваемого Постановления в судебном заседании своего подтверждения не нашла.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, конкретизированные в подпунктах "а" - "к" указанного пункта.
В отношении фактических расходов (отчислений) на социальные нужды за 2021 г. суд отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 55 Методических указаний в„– 760-э НВВ организации за последний отчетный год определяется органом регулирования на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных. При этом фактические неподконтрольные расходы, в том числе отчисления на социальные нужды, определяются на основании документально подтвержденных имевших место неподконтрольных расходов.
При корректировке НВВ ООО "Вектор" по факту 2021 г. отчисления на социальные нужды учтены в размере 1524,16 тыс. руб. на уровне фактических расходов организации за 2021 г., подтвержденных оборотно-сальдовой ведомостью по счету 69 (пункт 2.2.1.2.4 экспертного заключения). Указанный размер Общество подтверждает в административном исковом заявлении.
В отношении принятого фактического объема полезного отпуска за 2021 г. в размере 4822,81 Гкал суд отмечает следующее.
До первоначального установления тарифа Обществу постановлением Агентства от 12 ноября 2020 г. в„– 57-т/20 услуги по теплоснабжению на территории сельского поселения "Шалакушское" Няндомского муниципального района Архангельской области оказывало АО "АрхоблЭнерго".
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования, расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями в„– 760-э и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.
При определении для ООО "Вектор" на 2023 г. планового полезного отпуска тепловой энергии динамика полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года Агентством не применена, так как в течение 2019 - 2021 годов менялись потребители тепловой энергии, а также сама организация в 2020 г. отработала не целый год, а только начиная с 20 ноября 2020 г., то есть у Агентства отсутствовала информация о фактическом полезном отпуске за полный 2020 год.
При корректировке установленных на 2023 г. тарифов на тепловую энергию Обществу объем полезного отпуска тепловой энергии на 2023 год принят в размере 4822,81 Гкал на уровне фактического полезного отпуска организации за 2021 г., подтвержденного организацией статистической формой 46-ТЭ (полезный отпуск) за 2021 г.
Агентством учтено, что Общество в своем предложении об установлении на 2023 г. указало объем полезного отпуска на 2023 г. именно в размере 4822,81 Гкал, который фактически и был принят на 2023 г.
Принятые Агентством показатели фактического полезного отпуска за 2021 г. соответствуют показателям, которые административный истец подтверждает в своем исковом заявлении. Указанные сведения подтверждены представителем Общества в судебном заседании.
Применительно к вопросу расчета НВВ, товарной выручки суд отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 51 Методических указаний в„– 760-э НВВ, принимаемая к расчету при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования, определяется с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, по формуле 21.
Размер корректировки НВВ, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается согласно пункту 52 Методических указаний в„– 760-э по формуле 22.
Общество указывает, что фактическая величина НВВ за 2021 г. составляет 47 670,86 тыс. руб.; товарная выручка за 2021 г. - 51584,31 тыс. руб.; показатель - корректировка, учитывающая отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей и отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы - (-3913,4) тыс. руб., корректировка, предложенная регулятором, - (-5421,44) тыс. руб.
Значения названных показателей не соответствуют ни представленному расчету НВВ Организации, ни расчету НВВ Агентства (приложение 2 к экспертному заключению).
Статьи затрат, участвующие в формировании НВВ на 2023 год, согласно предложению организации и расчеты Агентства приведены Агентством в письменном отзыве в виде таблицы.
Результаты расчета корректировки НВВ по результатам 2021 г. отражены в пункте 2.2 экспертного заключения.
Принятая Агентством НВВ по факту за 2021 г. в соответствии с представленными документами организации без учета корректировки составляет 47 228,62 тыс. руб. (расчет представлен в пункте 2.2.1 экспертного заключения).
Фактическая товарная выручка составила 51560,34 тыс. руб., рассчитанная исходя из фактического полезного отпуска за 2021 г. в размере 4822,89 Гкал согласно фактическим данным организации, подтвержденным статистической формой 46-ТЭ (полезный отпуск) за 2021 год, и тарифов на тепловую энергию, установленных постановлением Агентства от 16 декабря 2020 г. в„– 68-т/6 на 1 полугодие 2021 г. в размере 10186,36 руб./Гкал и на 2 полугодие 2021 г. в размере 11439,32 руб./Гкал: ТВ 2021 = (2881,33 * 10186,36 + 1941,56 * 11439,32) / 1000 = 51560,34 тыс. руб.
Расчет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в 2021 г. представлен в приложении в„– 5 к экспертному заключению.
Таким образом, размер корректировки НВВ, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитан Агентством в соответствии с пунктом 52 Методических указаний в„– 760-э по формуле 22 и определен в сумме (-4331,72) тыс. руб., а именно: НВВк2021 = НВВф2021-ТВ2021; НВВк2021 = 47228,62 - 51560,34 = (-4331,72) тыс. руб.
С учетом индексов потребительских цен согласно Прогнозу на 2023 г. ИПЦ2022 ?113,9% и на 2023 г. ИПЦ2023 - 106,0% величина НВВк2021 г. составит - (- 5229,86) тыс. руб.
Довод Общества о несоответствии при расчете корректировки НВВ размера товарной выручки судом отвергается, поскольку иной методики расчета размера выручки от реализации услуг по регулируемому виду деятельности, о чем указано в пункте 52 Методических указаний в„– 760-э, а именно исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида услуг и установленных тарифов, законодательством в сфере теплоснабжения не предусмотрено.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемое Постановление не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ВЕКТОР" о признании недействующим подпункта 1 пункта 1 постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18 ноября 2022 г. в„– 90-т/41 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 16 декабря 2020 г. в„– 68-т/6", возложении на Агентство по тарифам и ценам Архангельской области обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт, оставить без удовлетворения.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий:
судья Архангельского областного суда А.В. Вершинин

Мотивированное решение изготовлено 4 апреля 2023 г.


------------------------------------------------------------------