Решение Архангельской городской Думы от 15.03.2023 N 649 "О внесении изменений в решение Архангельской городской Думы от 20.09.2017 N 567 "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования "Город Архангельск"



АРХАНГЕЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
Сорок шестая сессия двадцать седьмого созыва

РЕШЕНИЕ
от 15 марта 2023 г. в„– 649

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕШЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
ОТ 20.09.2017 в„– 567 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕСТНЫХ НОРМАТИВОВ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК"

В соответствии с главой 3.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), на основании Устава городского округа "Город Архангельск" Архангельская городская Дума решила:
1. Внести изменения в решение Архангельской городской Думы от 20.09.2017 в„– 567 "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования "Город Архангельск", заменив в наименовании и по тексту слова "муниципального образования" словами "городского округа".
2. Внести в местные нормативы градостроительного проектирования муниципального образования "Город Архангельск", утвержденные решением Архангельской городской Думы от 20.09.2017 в„– 567, изменения, изложив их в новой прилагаемой редакции.

Председатель городской Думы
В.В.СЫРОВА

Глава городского округа
"Город Архангельск"
Д.А.МОРЕВ





Приложение
к решению Архангельской
городской Думы
от 15.03.2023 в„– 649

"МЕСТНЫЕ НОРМАТИВЫ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК"

Раздел I

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ. ПРАВИЛА И ОБЛАСТЬ
ПРИМЕНЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

В соответствии со статьей 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации местные нормативы градостроительного проектирования городского округа "Город Архангельск" (далее - нормативы) содержат минимальные расчетные показатели допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения городского округа "Город Архангельск" (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории) (далее - расчетные показатели).
Минимальные расчетные показатели применяются на всей территории городского округа "Город Архангельск".

Глава 1. ОБЩИЕ РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЛАНИРОВОЧНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
"ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК"

Статья 1. Нормативы плотности населения территорий

1. При проектировании жилой зоны на территории городского округа "Город Архангельск" расчетную плотность населения жилого района, микрорайона принимать не менее показателей, приведенных в таблице 1.

Таблица 1. Минимальная плотность населения на территории жилого района, микрорайона (чел./га) по расчетным периодам

Зона различной степени градостроительной ценности территории
Плотность населения на территории (чел./га) при показателях жилищной обеспеченности (кв. м/чел.)
жилого района
микрорайона
2022 г.
2025 г.
2022 г.
2025 г.
высокая
180
210
206
240
средняя
-
185
-
210
низкая
110
170
126
195

Примечание:
Зоны различной степени градостроительной ценности территории и их границы определяются с учетом кадастровой стоимости земельного участка, уровня обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурами, объектами обслуживания, капиталовложений в инженерную подготовку территории, наличия историко-культурных и архитектурно-ландшафтных ценностей.

Статья 2. Показатели в сфере жилищного обеспечения

Таблица 2. Норматив жилищной обеспеченности (кв. м/чел.)

Наименование
Периоды
2022 г.
2025 г.
Жилищная обеспеченность (кв. м/чел.)
в соответствии с требованиями свода правил "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*"
в соответствии с требованиями свода правил "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*"

Статья 3. Расчетные показатели в отношении структурной организации и плотности жилых кварталов

Таблица 3. Коэффициент плотности застройки жилых зон

Вид жилищного фонда по наименованию функциональных зон
Коэффициент плотности застройки
многоэтажная
2
среднеэтажная
1,7
малоэтажная
1,2

Глава 2. РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО
И КУЛЬТУРНО-БЫТОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Статья 4. Расчетные показатели обеспеченности образовательными учреждениями

Таблица 4. Нормы расчета образовательных учреждений

Объекты
Единица измерения
Значение показателя
Размер земельного участка
(кв. м/единица измерения)
Примечание
Общеобразовательные школы
мест на
1 тыс. чел.
180
при вместимости учреждения:
- до 400 - 50 кв. м на 1 учащегося;
- от 400 до 500 - 60 кв. м на
1 учащегося;
- от 500 до 600 - 50 кв. м на
1 учащегося;
- от 600 до 800 - 40 кв. м на
1 учащегося;
- от 800 до 1100 - 33 кв. м на
1 учащегося
нормируемый радиус обслуживания:
- 500 м;
- 800 м в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности.
Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные дошкольные организации, а также на специальные дошкольные образовательные организации общего типа и общеобразовательные организации (языковые, математические, спортивные и т.п.). Указанный радиус обслуживания может быть уменьшен с учетом обеспечения требований СП 2.4.3648
Дошкольные образовательные учреждения
мест на
1 тыс. чел.
100
при вместимости учреждения:
до 100 мест -
40 кв. м на
1 место;
свыше 100 - 35;
в комплексе яслей-садов свыше 500 мест - 30
нормируемый радиус обслуживания:
- 500 м;
- 800 м в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности.
Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные дошкольные организации, а также на специальные дошкольные образовательные организации общего типа и общеобразовательные организации (языковые, математические, спортивные и т.п.). Указанный радиус обслуживания может быть уменьшен с учетом обеспечения требований СП 2.4.3648

Примечания:
1. Размеры земельных участков образовательных учреждений в условиях реконструкции могут быть уменьшены на 20%.
2. Площадь групповой для детей ясельного возраста следует принимать 7,5 кв. м на 1 место.
3. Площадь теневого навеса на 1 ребенка - 1,6 кв. м /реб., но не менее 30 кв. м на группу детей.

Статья 5. Расчетные показатели обеспеченности объектами физической культуры и спорта местного значения

Таблица 5. Нормативы обеспеченности объектами физической культуры

Наименование объектов
Единица измерения в расчете на 1 тыс. чел.
Значение показателя
Стадионы
мест на трибунах
45
Спортзалы
кв. м площади пола
350
Бассейны
кв. м зеркала воды
75

Статья 6. Расчетные показатели обеспеченности объектами культуры и социального обеспечения местного значения

Таблица 6. Нормативы обеспеченности объектами культуры и социального обеспечения

Наименование объектов
Единица измерения в расчете на 1 тыс. чел.
Значение показателя
Учреждения клубного типа, дома культуры и прочие развлекательные учреждения, кинотеатры
мест
37
Театры
мест
5
Концертные залы, филармонии
мест
3,5
Музеи
посещений
по заданию на проектирование
Библиотеки
тыс. томов
4,2

Статья 7. Расчетные показатели обеспеченности объектами торговли и общественного питания местного значения

Таблица 7. Нормативы обеспеченности объектами торговли и общественного питания

Наименование объектов
Единица измерения в расчете на 1 тыс. чел.
Значение показателя
Предприятия торговли
кв. м торговой площади
280
Предприятия общественного питания (рестораны, кафе, столовые)
посадочных мест
40

Статья 8. Расчетные показатели обеспеченности объектами социального и коммунально-бытового обеспечения местного значения

Таблица 8. Нормативы обеспеченности объектами социального и коммунально-бытового обеспечения

Наименование объектов
Единица измерения в расчете на 1 тыс. чел.
Значение показателя
Предприятия бытового обслуживания
рабочих мест
9
Бани, сауны
мест
8
Гостиницы
мест
6

Примечание:
Учреждения и предприятия социально гарантированного обслуживания следует размещать на территориях, приближенных к местам жительства и работы основной массы населения, в составе общественных центров и в увязке с системой общественного пассажирского транспорта, соблюдая пределы транспортной доступности для объектов обслуживания и их комплексов:
- повседневного посещения - не более 30 мин.;
- периодического - не более 1 ч.;
- эпизодического - не более 2 ч.

Глава 3. РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЗЕЛЕНЕННЫХ
ТЕРРИТОРИЙ И ЗЕЛЕНЫХ ЗОН

Статья 9. Расчетные показатели минимально допустимой площади озелененных территорий общего пользования в границах городского округа

Расчетные показатели минимально допустимой площади озелененных территорий общего пользования устанавливаются региональными нормативами градостроительного проектирования Архангельской области.

Глава 4. РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОБЪЕКТАМИ
ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, СИСТЕМАМИ ПАССАЖИРСКОГО
ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА

Статья 10. Объекты транспортной инфраструктуры

Таблица 9. Классификация и основное назначение улиц и дорог

Категория
Основное назначение
Расчетная скорость движения (км/ч)
Ширина полосы движения (м)
Число полос движения
Наименьший радиус кривых в плане (м)
Наибольший продольный уклон (%)
Ширина улиц и дорог в красных линиях (м)
Магистральные дороги регулируемого движения
Транспортная связь между районами на отдельных направлениях и участках преимущественно грузового движения, осуществляемого вне жилой застройки, выходы на внешние автомобильные дороги, пересечения с улицами и дорогами, как правило, в одном уровне
80
3,75
2 - 6
400
50
70 - 100
Магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения
Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и центром города, планировочными районами, выходы на магистральные улицы и дороги и внешние автомобильные дороги. Пересечения с магистральными улицами и дорогами, как правило, в одном уровне
80
3,5
4 - 6
400
50
40 - 100
Магистральные улицы районного значения транспортно-пешеходные
Транспортная и пешеходная связи между жилыми районами, а также между жилыми и промышленными районами, общественными центрами, выходы на другие магистральные улицы
70
3,5
2 - 4
250
60
40 - 100
Магистральные улицы районного значения пешеходно-транспортные
Пешеходная и транспортная связи (преимущественно общественный пассажирский транспорт) в пределах планировочного района
50
4,0
2 - 4
125
40
40 - 100
Улицы и дороги местного значения
Улицы в жилой застройке
Транспортная (без пропуска грузового и общественного транспорта) и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения
40
3,0
2 - 3
90
70
15 -25
Улицы и дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах)
Транспортная связь преимущественно легкового и грузового транспорта в пределах зон (районов), выходы на магистральные городские дороги. Пересечения с улицами и дорогами устраиваются в одном уровне
50
4,0
2
90
60
15 - 25
Парковые дороги
Транспортная связь в пределах территории парков и лесопарков преимущественно для движения легковых автомобилей
40
3,0
2
75
80

Проезды
Подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов
40
3,0 - 5,5 <1>
2
50
70

Пешеходные улицы и дороги
Пешеходная связь с местами приложения труда, учреждениями и предприятиями обслуживания, в том числе в пределах общественных центров, местами отдыха и остановочными пунктами общественного транспорта
30
1,0
по расчету
по расчету
40

Велосипедные дорожки
Проезд на велосипедах по свободным от других видов транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам
20
1,5
1 - 2
30
40


Примечания:
1. Большее значение ширины полосы движения принимать при однополосном проезде.
2. На магистральных дорогах с преимущественным движением грузовых автомобилей следует увеличивать ширину полосы движения до 4 м, а при доле большегрузных автомобилей в транспортном потоке более 20% - до 4,5 м.
3. Для подъезда к отдельно стоящим трансформаторным подстанциям, газораспределительным пунктам допускается предусматривать проезды с шириной проезжей части 4 м.
4. Вдоль проездов должны предусматриваться места для временного складирования снега, счищаемого с проездов, в виде полос с твердым покрытием шириной не менее 1,5 м; магистральных улиц - 3 м.

Статья 11. Системы пассажирского общественного транспорта

Таблица 10. Расчетные показатели систем пассажирского общественного транспорта

Максимальное расстояние между остановочными пунктами на линиях общественного пассажирского транспорта (м)
400
Ширина крайней полосы для движения автобусов на магистральных улицах и дорогах (м)
4
Размещение остановочных площадок автобусов
за перекрестками
не менее 25 м до стоп-линии
перед перекрестками
не менее 40 м до стоп-линии
за наземными пешеходными переходами
не менее 5 м
Длина остановочной площадки (м)
20 м на один автобус, но не более 60 м
Ширина остановочной площадки в заездном кармане (м)
равна ширине основных полос проезжей части
Ширина отстойно-разворотной площадки (м)
не менее 30
Расстояние от отстойно-разворотной площадки до жилой застройки (м)
не менее 50
Площадь земельных участков для размещения автобусных парков (гаражей) в зависимости от вместимости сооружений (га)
100 машин
2,3
200 машин
3,5
300 машин
4,5
500 машин
6,5
Вместимость автостанции (пассажиров)
при расчетном суточном отправлении от 100 до 200
10
при расчетном суточном отправлении от 200 до 400
25
при расчетном суточном отправлении от 400 до 600
50
при расчетном суточном отправлении от 600 до 1000
75
Количество постов (посадки/высадки)
при расчетном суточном отправлении от 100 до 200
2 (1/1)
при расчетном суточном отправлении от 200 до 400
3 (2/1)
при расчетном суточном отправлении от 400 до 600
3 (2/1)
при расчетном суточном отправлении от 600 до 1000
5 (3/2)

Статья 12. Расчетные показатели минимально допустимого количества машино-мест для парковки легковых автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих объектов капитального строительства в границах жилых, общественно-деловых и иных функциональных зон

Расчетные показатели минимально допустимого количества машино-мест для парковки легковых автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих объектов капитального строительства в границах жилых, общественно-деловых и иных функциональных зон, устанавливаются региональными нормативами градостроительного проектирования Архангельской области.

Глава 5. РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ
ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Статья 13. Расчетные показатели обеспеченности объектами электроснабжения

Таблица 11. Нормативы, применяемые для расчетов системы электроснабжения

в„– п/п
Функциональное назначение территории
Единица измерения
Значение показателя
1.
Жилая застройка (включая объекты обслуживания повседневного пользования)
Вт/кв. м общей площади зданий
30
2.
Общественно-деловая застройка
Вт/кв. м общей площади зданий
40
3.
Застройка производственного и складского назначения
кВт/га территории
170

Таблица 12. Показатели электропотребления

Степень благоустройства
Электропотребление (кВт-ч/год на 1 чел.)
Использование максимума электрической нагрузки (ч/год)
Жилые объекты, не оборудованные стационарными электроплитами,


без кондиционеров
1870
5200
с кондиционерами
2200
5700
Жилые объекты, оборудованные стационарными электроплитами,


без кондиционеров
2310
5300
с кондиционерами
2640
5800

Статья 14. Расчетные показатели обеспеченности объектами водоснабжения и водоотведения

1. Норматив обеспеченности объектами водоснабжения и водоотведения принимается не менее 96,0 куб.м на 1 человека в год.
2. Минимальные расчетные удельные среднесуточные расходы холодной и горячей воды на хозяйственно-питьевые нужды (без учета расходов на полив зеленых насаждений) жилой застройки на одного жителя устанавливаются на основании действующего свода правил "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*" (далее - СП 31.13330.2012).
3. Проектирование систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и канализации населенных пунктов городского округа "Город Архангельск" следует производить в соответствии с требованиями СП 31.13330.2012, СП 32.13330.2012 "Канализация. Наружные сети. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85" (далее - СП 32.13330.2012) с учетом санитарно-гигиенической надежности получения питьевой воды, экологических и ресурсосберегающих требований.
4. Проектирование дождевой канализации следует осуществлять на основании действующих нормативных документов: СП 32.13330.2012, СанПиН 2.1.5.980-00.2.1.5 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод", Водного кодекса РФ.
5. Для определения размеров отводящих труб необходимо учитывать расчетный максимальный расход дождевой воды, поступающей в сеть. Этот расход зависит от принятой расчетной интенсивности дождя, его продолжительности, коэффициента стока и площади водосбора.
6. Для ориентировочных расчетов суточный объем поверхностного стока, поступающий на очистные сооружения с территорий жилых и общественно-деловых зон, принимается в зависимости от структурной части территории (таблица 13).

Таблица 13. Суточный объем поверхностного стока

Межмагистральные территории (га)
Объем поверхностных вод, поступающих на очистку (куб. м/сут. с 1 га территории)
до 5
50
от 5 до 10
45
от 10 до 50 га
40

Статья 15. Расчетные показатели обеспеченности объектами теплоснабжения

1. Энергогенерирующие сооружения, устройства, котельные, предназначенные для теплоснабжения промышленных предприятий, а также жилой и общественной застройки, размещаются на территории производственных зон.
2. В зонах многоквартирной малоэтажной жилой застройки, индивидуальной жилой застройки теплоснабжение предусматривается от котельных на группу жилых и общественных зданий или от индивидуальных источников тепла при соблюдении технических регламентов, экологических, санитарно-гигиенических и противопожарных требований.
3. Нормативы обеспеченности объектами теплоснабжения принимаются в размере не менее 0,5 килокалории на отопление 1 кв. м площади в год.
4. Размеры земельных участков для отдельно стоящих котельных, размещаемых в районах жилой застройки, следует принимать по таблице 14.

Таблица 14. Размеры земельных участков для отдельно стоящих котельных

Теплопроизводительность котельных [Гкал/ч (МВт)]
Размеры земельных участков (га) котельных, работающих на
твердом топливе
газомазутном топливе
до 5
0,7
0,7
от 5 до 10 (от 6 до 12)
1,0
1,0
от 10 до 50 (от 12 до 58)
2,0
1,5
от 50 до 100 (от 58 до 116)
3,0
2,5
от 100 до 200 (от 116 до 233)
3,7
3,0
от 200 до 400 (от 233 до 466)
4,3
3,5

Статья 16. Расчетные показатели обеспеченности объектами газоснабжения

1. Норматив обеспеченности объектами газоснабжения (индивидуально-бытовые нужды населения) принимается в размере не менее 120 куб. м на 1 человека в год.
2. Обеспечение объектами газоснабжения осуществляется с учетом нормативов потребления природного газа, указанных в таблице 15.

Таблица 15. Нормативы потребления природного газа (при отсутствии приборов учета)

Показатель
Единица измерения
Значение показателя
Плита в расчете на 1 человека (с централизованным горячим водоснабжением)
куб. м/чел. в месяц
8
Плита в расчете на 1 человека (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)
куб. м/чел. в месяц
14
Подогрев воды с использованием газового водонагревателя (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)
куб. м/чел. в месяц
15
Плита при наличии водонагревателя (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)
куб. м/чел. в месяц
23
Отопление
куб. м/чел. в месяц
7

Статья 17. Расчетные показатели обеспеченности объектами связи и информатизации

Таблица 16. Расчетные показатели

Показатель
Единица измерения
Значение показателя
Размер земельного участка для размещения антенно-мачтового сооружения
га
от 0,3
Полоса земли для прокладки кабелей (по всей длине трассы)
м
6
Полоса земли для установки опор и подвески
м
6
Уровень охвата населения стационарной или мобильной связью
%
100
Уровень охвата населения доступом в Интернет
%
90
Скорость передачи данных на пользовательское оборудование с использованием волоконно-оптической линии связи
Мбит/сек
не менее 10
Точка доступа телекоммуникационных сетей
точка доступа на семью
1

Статья 18. Инженерная подготовка и защита территорий

1. Мероприятия по инженерной подготовке следует устанавливать с учетом прогноза изменения инженерно-геологических условий, характера использования и планировочной организации территории.
2. При подготовке проектов планировки территорий городского округа "Город Архангельск" при необходимости следует предусматривать инженерную защиту от затопления, подтопления.
3. При проведении вертикальной планировки проектные отметки территории следует назначать исходя из условий максимального сохранения естественного рельефа, почвенного покрова и существующих древесных насаждений, отвода поверхностных вод со скоростями, исключающими возможность эрозии почвы, минимального объема земляных работ с учетом использования вытесняемых грунтов на площадке строительства.

Глава 6. РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СФЕРЕ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Статья 19. Обеспечение экологической безопасности и охраны здоровья населения

1. При планировке и застройке городского округа "Город Архангельск" следует выполнять требования по обеспечению экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматривать мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.
2. На территории городского округа "Город Архангельск" необходимо обеспечивать достижение нормативных требований и стандартов, определяющих качество атмосферного воздуха, воды, почв, а также допустимых уровней шума, вибрации, электромагнитных и ионизирующих излучений и других факторов природного и техногенного риска.
3. При разработке документации по планировке и застройке территории необходимо соблюдать экологические и санитарно-гигиенические требования, установленные нормативными правовыми актами.

Статья 20. Требования по уровням шума (вибрации) в жилых и общественных зданиях, а также на прилегающих к ним территориях

1. Допустимые условия шума в жилых и общественных зданиях и на прилегающих к ним территориях, шумовые характеристики основных источников внешнего шума, порядок определения ожидаемых уровней шума и требуемого их снижения в расчетных точках следует принимать в соответствии с СП 51.13330.2011 "Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003".
2. Допустимые уровни вибрации в помещениях жилых и общественных зданий должны соответствовать санитарным нормам допустимых вибраций. Для выполнения этих требований следует предусматривать необходимые расстояния между жилыми, общественными зданиями и источниками вибрации, применение на этих источниках эффективных виброгасящих материалов и конструкций.
3. При размещении радиотехнических объектов следует руководствоваться СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов", СанПиН 297-84 "Санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты" и Правилами устройства электроустановок.

Статья 21. Нормативы озеленения площади санитарно-защитных зон

1. Нормативы озеленения площади санитарно-защитных зон, отделяющих автомобильные дороги от объектов жилой застройки, принимаются в зависимости от ширины зоны: до 300 м - не менее 60 процентов; от 300 м до 1000 м - не менее 50 процентов; свыше 1000 м - не менее 40 процентов.
2. Нормативы озеленения площади санитарно-защитных зон, отделяющих железнодорожные линии от объектов жилой застройки, принимаются в зависимости от ширины зоны: до 300 м - не менее 60 процентов; от 300 м до 1000 м - не менее 50 процентов; свыше 1000 м - не менее 40 процентов.

Статья 22. Расчетные показатели санитарной очистки территории

1. Нормативы образования твердых бытовых отходов, жидких бытовых отходов и крупногабаритного мусора населением, проживающим в жилищном фонде, из расчета накопления на 1 человека в год устанавливаются в соответствии с таблицей 17.

Таблица 17. Нормативы образования отходов

Показатель
Единица измерения
Значение показателя
Норма накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда
куб. м на 1 чел. в год
1,7
Норма накопления жидких бытовых отходов для неканализированного жилищного фонда
куб. м на 1 чел. в год
2,56
Норма накопления крупногабаритного мусора
куб. м на 1 чел. в год
0,086

2. Площади земельных участков, предусмотренных для размещения предприятий и сооружений по обезвреживанию, транспортировке и переработке твердых бытовых отходов и очистке от снега, устанавливаются в соответствии с таблицей 18.

Таблица 18. Площади земельных участков

Объекты
Единица измерения
Значение показателя
Полигоны и мусороперерабатывающие комплексы
га на 1 тыс. тонн твердых бытовых отходов в год
0,05
Мусороперегрузочные и сортировочные станции
га на 1 тыс. тонн твердых бытовых отходов в год
0,04
Снегоприемные пункты со снегоплавильной установкой
га на 1 тыс. куб. м снега в год
0,001
Снегоприемные пункты без снегоплавильной установки
га на 1 тыс. куб. м снега в год
0,014
Склады противогололедных материалов
га на 1 тыс. материалов в год
0,03

Статья 23. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности, устанавливаемые для объектов местного значения в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

1. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций определяются в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 в„– 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального закона от 21.12.1994 в„– 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Площади земельных участков для размещения пожарных депо устанавливаются с учетом следующих нормативов:
на 2 пожарных автомобиля - 0,8 га;
на 4 пожарных автомобиля - 1,0 га;
на 6 пожарных автомобилей - 1,2 га.

Глава 7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ИНВАЛИДОВ
И МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Статья 24. Доступность жилых объектов и объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения

1. При планировке и застройке территории городского округа "Город Архангельск" необходимо обеспечивать доступность жилых объектов, объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, связи и информации для инвалидов и других маломобильных групп населения.
2. При проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий и сооружений следует предусматривать для инвалидов и маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения, в соответствии с СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения", СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам", СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям", ВСН 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения", РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры".
3. Количество мест парковки для индивидуального автотранспорта инвалидов и маломобильных групп населения принимать в соответствии с региональными нормативами градостроительного проектирования.

Глава 8. ПРАВИЛА И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
РАСЧЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Статья 25. Показатели объектов местного значения, применяемые при подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования, а также документации по планировке территорий

Таблица 19. Расчетные показатели

в„– п/п
Наименование расчетного показателя
Единицы измерения расчетного показателя
ГП <*>
ПП <**>
ПЗЗ <***>

утилизация и переработка бытовых отходов
1.
Площадь земельного участка для размещения предприятий и сооружений по обезвреживанию, транспортировке и переработке твердых бытовых отходов
га на 1 тыс. тонн твердых бытовых отходов в год
+
+
+

благоустройство (озеленение) территории
2.
Уровень обеспеченности объектами озеленения общего пользования
кв. м/чел.
+
+
+

энергетика и инженерная инфраструктура
3.
Укрупненный показатель электропотребления
кВт-ч/год на 1 чел.
+
+
-
4.
Площадь земельного участка для отдельно стоящих котельных в зависимости от теплопроизводительности
га
+
+
-
5.
Удельные расходы природного и сжиженного газа для различных коммунальных нужд
куб. м/чел. в месяц
+
+
-
6.
Показатель удельного водопотребления
л/сут. на 1 чел.
+
+
-
7.
Показатель удельного водоотведения
л/сут. (куб. м/мес.;
куб. м/год) на 1 чел.
+
+
-

образование
8.
Уровень обеспеченности дошкольными образовательными организациями
место на 1 тыс. чел.
-
+
-
9.
Уровень территориальной доступности дошкольных образовательных учреждений
м;
мин.
-
+
-
10.
Размер земельного участка дошкольных образовательных учреждений
кв. м/место
+
+
+
11.
Уровень обеспеченности общеобразовательными учреждениями
учащихся на 1 тыс. чел.
-
+
-
12.
Уровень территориальной доступности общеобразовательных учреждений
м;
мин.
-
+
-
13.
Размер земельного участка общеобразовательных учреждений
кв. м
+
+
+

объекты культуры и социального обеспечения местного значения
14.
Уровень обеспеченности библиотеками
тыс. томов на 1 тыс. чел.
+
-
-
15.
Уровень обеспеченности учреждениями культуры клубного типа
мест на 1 тыс. чел.
+
-
-
16.
Уровень обеспеченности выставочными залами, музеями
посещений на 1 тыс. чел.
+
-
-

физическая культура и спорт
17.
Уровень обеспеченности физкультурно-спортивными залами
кв. м площади пола на 1 тыс. чел.
+
+
-
18.
Уровень обеспеченности плоскостными сооружениями
мест на трибунах на 1 тыс. чел.
+
+
-
19.
Уровень обеспеченности плавательными бассейнами
кв. м зеркала воды на 1 тыс. чел.
+
+
-

предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий
20.
Размер земельного участка для размещения пожарных депо
га
+
+
+

--------------------------------
Примечание:
<*> ГП - генеральный план;
<**> ПП - документация по планировке территории;
<***> ПЗЗ - правила землепользования и застройки;
"+" - показатели отображаются;
"-" - показатели не отображаются.

Раздел II

МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОСНОВАНИЮ РАСЧЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Глава 9. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 26. Назначение и область применения

1. Местные нормативы градостроительного проектирования городского округа "Город Архангельск" разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законодательством Российской Федерации и Архангельской области, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти Архангельской области, муниципальными правовыми актами городского округа "Город Архангельск".
2. Местные нормативы устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения городского округа "Город Архангельск".
3. Нормативы разработаны в целях обеспечения устойчивого развития территории городского округа "Город Архангельск" с учетом особенностей его территориального формирования, повышения эффективности использования территории на основе рационального зонирования, создания благоприятных условий жизнедеятельности населения, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, улучшения санитарно-эпидемиологического и экологического состояния территории города, а также создания градостроительными средствами условий для обеспечения социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации, Архангельской области и нормативными правовыми актами городского округа "Город Архангельск", гражданам, в том числе инвалидам и другим маломобильным группам населения.
4. Неурегулированные нормативами вопросы разрешаются в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе нормативно-техническими документами, действующими на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании", региональными нормативами градостроительного проектирования Архангельской области. При отмене и/или изменении действующих нормативных документов, в том числе тех, на которые дается ссылка в нормативах, вопросы регулируются в соответствии с нормами, вводимыми взамен отмененных.

Статья 27. Анализ административно-территориального устройства, природно-климатических условий, социально-демографического развития городского округа "Город Архангельск", влияющих на установление расчетных показателей

1. При определении перспектив градостроительного развития и планировки территории городского округа "Город Архангельск" учитываются:
- численность населения на расчетный срок - 2025 год;
- роль города Архангельска как административного центра Архангельской области;
- историко-культурное значение города;
- прогноз социально-экономического развития территории;
- санитарно-эпидемиологическая и экологическая обстановка на планируемых к развитию территориях.
2. По состоянию на 1 января 2021 года численность населения городского округа "Город Архангельск" составляла 346 979 человек.
Городской округ "Город Архангельск" в соответствии с проектной численностью населения относится к крупным городам.
Прогноз численности и состава населения для города выполнен на основе статистических данных.

Таблица 20. Численность населения городского округа "Город Архангельск"

Численность населения (тыс. человек)
2022 г. (исходный год)
2025 г. (расчетный срок)
346 979
360 000

3. Возможные направления территориального развития городского округа "Город Архангельск" определяются на основании генерального плана городского округа "Город Архангельск" с учетом нормативно-технических и правовых актов в области градостроительства Архангельской области.

10. ЖИЛЫЕ, ОБЩЕСТВЕННО-ДЕЛОВЫЕ И РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ

Статья 28. Общие требования

1. Жилые зоны формируются с учетом взаимоувязанного размещения жилых домов, общественных зданий и сооружений, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, а также других объектов, размещение которых допускается на территории жилых зон по санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности.
2. Объем жилищного фонда и его структура определяются на основе анализа фактических и прогнозных данных о семейном составе населения городского округа "Город Архангельск", уровнях его дохода, существующей и перспективной жилищной обеспеченности.
3. Объемы и структуру жилищного строительства рекомендуется дифференцировать по уровню комфорта в соответствии с действующим сводом правил "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" с учетом конкретных возможностей развития городского округа "Город Архангельск".
4. Расчетные показатели минимальной обеспеченности общей площадью жилых помещений для индивидуальной застройки не нормируются.

Статья 29. Жилые зоны

1. Жилые зоны предназначены для организации благоприятной и безопасной среды проживания населения, отвечающей его социальным, культурным, бытовым и другим потребностям.
2. Для размещения жилой зоны должны выбираться участки наиболее благоприятные в санитарно-гигиеническом и инженерно-геологическом отношениях, требующие минимального объема инженерной подготовки, планировочных работ и мероприятий по сохранению естественного состояния природной среды.
3. При формировании жилой зоны должны выдерживаться принципы компактности планировочного образования, защищенности от неблагоприятных природных воздействий, сокращения радиусов доступности объектов системы обслуживания.
При планировочной организации жилой зоны следует предусматривать дифференциацию по типам застройки с учетом потребностей различных социальных групп населения.
4. При определении соотношения типов нового жилищного строительства необходимо исходить из учета конкретных возможностей развития города, наличия территориальных ресурсов, градостроительных особенностей, существующей строительной базы и рыночных условий.
Рекомендуется следующее распределение нового жилищного строительства по типам застройки:
1) застройка индивидуальными жилыми домами - 10%;
2) застройка малоэтажными жилыми домами - 20%;
3) среднеэтажная застройка - 30%;
4) многоэтажная застройка - 40%.
6. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, иных объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
7. Жилые здания с квартирами на первых этажах следует располагать с отступом от красных линий.
8. Запрещается размещение жилых помещений в цокольных и подвальных этажах.
9. Предельно минимальные и (или) максимальные размеры земельного участка, в том числе площадь, устанавливаются правилами землепользования и застройки городского округа "Город Архангельск".
Для территориальных зон индивидуальной жилой застройки следует принимать коэффициент использования территории земельного участка в соответствии с таблицей 22.

Таблица 21. Коэффициенты использования территории

Тип жилых домов
Коэффициент использования территории (не более)
Усадебного типа
0,4
Блокированного типа
0,8 - 1,6
Многоквартирные (не выше 3 этажей)
0,8

10. Границы, размеры участков при многоквартирных жилых домах, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах, определяются документацией по планировке территории, соответствующей требованиям правовых актов Российской Федерации, Архангельской области, нормативных правовых актов городского округа "Город Архангельск" и настоящих нормативов.
11. Площадь земельного участка для проектирования жилых зданий на территории жилой застройки должна обеспечивать возможность дворового благоустройства (расчетного количества стоянок для автомобилей, озеленения).
12. Обеспеченность площадками дворового благоустройства (состав, количество и размеры), размещаемыми в микрорайонах (кварталах) жилых зон, рассчитывается с учетом демографического состава населения и нормируемых элементов.
Расчет площади нормируемых элементов дворовой территории осуществляется в соответствии с нормами, приведенными в таблице 23.

Таблица 22. Площади нормируемых элементов дворовой территории

Площадки
Удельные размеры площадок (кв. м/чел.)
Минимальное расстояние от площадок до окон жилых домов и общественных зданий (м)
для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста
0,3
12
для отдыха взрослого населения
0,1
10
для занятий физкультурой
1,0
10 - 40
для хозяйственных целей
по расчету
20

13. При размещении многоквартирных жилых домов необходимо предусматривать размещение расчетного количества мест временных парковок в границах земельного участка многоквартирного дома в соответствии с правилами землепользования и застройки городского округа "Город Архангельск".
14. Площадь озелененной территории микрорайона (квартала) многоквартирной застройки жилой зоны (без учета участков общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений) должна соответствовать требованиям действующего свода правил "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*".
В случае примыкания микрорайона (квартала) к общегородским зеленым массивам возможно сокращение нормы обеспеченности жителей территориями зеленых насаждений жилого района на 15%.

Статья 30. Общественно-деловые зоны

1. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, объектов делового, финансового назначения, стоянок автомобильного транспорта, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
2. Общественно-деловую зону следует формировать как систему общественных центров, включающую центры деловой, финансовой и общественной активности в центральной части города (общегородскую), на территориях, прилегающих к магистральным улицам, общественно-транспортным узлам и другим объектам массового посещения.
Общественно-деловая зона характеризуется многофункциональным использованием территорий, образующих систему взаимосвязанных общественных пространств.
3. Формирование общественно-деловых зон на территориях, в границах которых расположены объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), производится в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Структура и типология общественных центров и объектов общественно-деловой зоны в историческом центре города определяются проектом планировки территории.
4. При проектировании учреждений и предприятий обслуживания следует учитывать необходимость удовлетворения потребностей различных социальных групп населения, в том числе с ограниченными физическими возможностями.
5. При подготовке генерального плана городского округа "Город Архангельск" размещение основных видов социально значимых объектов следует проектировать в соответствии с расчетными показателями основной части настоящих нормативов.
6. При размещении учреждений минимальная обеспеченность учреждениями и площадь их земельных участков принимается в соответствии с расчетными показателями основной части настоящих нормативов.

Статья 31. Зоны рекреационного назначения

1. Рекреационные зоны включают в себя территории, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, бульварами, озерами, набережными, пляжами, а также иные территории, используемые и предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы и другие аналогичные объекты.
3. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
4. Суммарная площадь общегородских озелененных территорий общего пользования для городского округа "Город Архангельск" должна составлять не менее 16 кв. м/чел.
5. Зоны массового кратковременного отдыха следует располагать в пределах доступности на общественном транспорте не более 1 ч.
6. При выделении территорий для рекреационной деятельности необходимо учитывать допустимые нагрузки на природный комплекс с учетом типа ландшафта, его состояния.
7. В зонах отдыха допускается размещение объектов, непосредственно связанных с рекреационной деятельностью (пансионаты, кемпинги, базы отдыха, спортивные и игровые площадки), а также с обслуживанием зон отдыха (загородные кафе, рестораны, центры развлечения, пункты проката).
8. Зоны размещения физкультурно-спортивных объектов проектируются на территории зон жилой застройки, общественно-деловых зон и рекреационных зон.
9. Участки физкультурно-спортивных и физкультурно-оздоровительных учреждений должны быть обеспечены удобными подъездами и подходами от остановок общественного транспорта с обязательным соблюдением шумового режима на прилегающей территории жилой застройки и обеспечением санитарных разрывов до жилых и общественных зданий.
Площадь земельных участков физкультурно-спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений следует принимать исходя из суммы площадей застройки основных и вспомогательных сооружений, а также площадей, занимаемых проездами, автостоянками, пешеходными дорожками и озеленением.
10. Радиус обслуживания физкультурно-спортивными сооружениями населения жилого района, микрорайона (квартала) составляет 1500 м.
Радиус обслуживания физкультурно-спортивными сооружениями городского значения не должен превышать 30 минут транспортной доступности.

Статья 32. Реконструкция застроенных территорий в городском округе "Город Архангельск"

1. В целях интенсивного использования территории города и улучшения безопасной и благоприятной среды проживания населения может быть запланирована реконструкция сложившейся застройки жилых территорий в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей.
2. Реконструкция застройки в границах элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов) или их частей является комплексной; реконструкция застройки в пределах земельного участка является локальной (выборочной).
3. Объемы реконструируемого или подлежащего сносу жилищного фонда следует определять в установленном порядке на основании разработанного проекта с учетом его экономической и исторической ценности, технического состояния, максимального сохранения жилищного фонда, пригодного для проживания, и сложившейся исторической среды.

Глава 11. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И ИНЫЕ ЗОНЫ

Статья 33. Общие требования

1. Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций автомобильного, железнодорожного, водного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями настоящих нормативов.
2. Границы производственных зон определяются на основании зонирования территории города и устанавливаются с учетом требуемых санитарно-защитных зон для промышленных объектов, производств и сооружений, обеспечивая максимально эффективное использование территории.

Статья 34. Производственные зоны

1. Производственные зоны, промышленные узлы, предприятия (далее - производственная зона) и связанные с ними отвалы, отходы, очистные сооружения следует размещать на землях с низкой кадастровой стоимостью.
2. Устройство отвалов, шламонакопителей, мест складирования отходов предприятий допускается только при обосновании невозможности их утилизации; при этом для производственных зон следует предусматривать централизованные (групповые) отвалы, места складирования с соблюдением санитарных норм.
3. Промышленные предприятия следует размещать на территории производственной зоны в составе групп предприятий (промышленных узлов) с общими вспомогательными производствами или объектами инфраструктуры.
4. При размещении производственной зоны на прибрежных участках рек и других водоемов планировочные отметки площадок предприятий должны приниматься не менее чем на 0,5 м выше расчетного наивысшего горизонта вод с учетом подпора и уклона водотока, а также нагона от расчетной высоты волны, определяемой в соответствии с требованиями по нагрузкам и воздействиям на гидротехнические сооружения.
5. Для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:
1) для предприятий I класса - 1000 м;
2) для предприятий II класса - 500 м;
3) для предприятий III класса - 300 м;
4) для предприятий IV класса - 100 м;
5) для предприятий V класса - 50 м.
Размеры санитарно-защитных зон установлены в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
6. В пределах жилой территории города допускается размещать производственные предприятия, не выделяющие вредные вещества, с непожароопасными и невзрывоопасными производственными процессами, не создающие шум, превышающий установленные нормы, не требующие устройства железнодорожных подъездных путей и подъезда грузового автотранспорта более 50 автомобилей в сутки, с установлением санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и настоящих нормативов.
7. При проектировании коммунальных зон условия безопасности по нормируемым санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, нормативы инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройство и озеленение территории следует принимать в соответствии с требованиями, установленными для производственных зон.

Статья 35. Зоны инженерной инфраструктуры

1. Зона инженерной инфраструктуры предназначена для размещения объектов, сооружений и коммуникаций инженерной инфраструктуры, в том числе водоснабжения, канализации, санитарной очистки, тепло-, газо- и электроснабжения, связи, радиовещания и телевидения, пожарной и охранной сигнализации, диспетчеризации систем инженерного оборудования, а также для установления санитарно-защитных зон и зон санитарной охраны данных объектов, сооружений и коммуникаций.
2. Санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны устанавливаются при размещении объектов, сооружений и коммуникаций инженерной инфраструктуры в целях предотвращения негативного воздействия указанных объектов на жилую, общественную застройку и рекреационные зоны в соответствии с требованиями действующего законодательства и настоящих нормативов.
3. Проектирование систем водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения и связи следует осуществлять на основе схем водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и энергоснабжения, разработанных и утвержденных в установленном законом порядке.
4. Инженерные системы следует рассчитывать исходя из соответствующих нормативов расчетной плотности населения, принятой на расчетный срок, удельного среднесуточного норматива потребления и общей площади жилой застройки, определяемой градостроительной документацией.
5. Для производственного водоснабжения промышленных предприятий следует рассматривать возможность устройства систем оборотного водоснабжения.
6. При отсутствии централизованной системы канализации по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области следует предусматривать септик. Размеры земельных участков, отводимых под септики, следует принимать в соответствии с требованиями СП 32.13330.2012 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
7. Для регулирования стока дождевых вод следует проектировать пруды или резервуары, а также использовать существующие пруды, не являющиеся источниками питьевого водоснабжения.

Статья 36. Зоны транспортной инфраструктуры

1. Сооружения и коммуникации транспортной инфраструктуры могут располагаться в составе всех территориальных зон.
При подготовке генерального плана городского округа "Город Архангельск" и проектов планировок территорий следует предусматривать единую систему транспорта и улично-дорожной сети в увязке со сложившейся планировочной структурой городского округа "Город Архангельск" и прилегающей к нему территории, обеспечивающую удобные, быстрые и безопасные транспортные связи с другими муниципальными образованиями в соответствии со схемой территориального планирования Архангельской области, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей улично-дорожной сети.
2. В целях устойчивого развития территории городского округа "Город Архангельск" необходимо создание развитой транспортной инфраструктуры, обеспечивающей необходимую плотность внутренних и внешних транспортных связей.
3. При проектировании улиц и дорог, транспортных узлов планировочные и технические решения должны обеспечивать безопасность движения транспортных средств и пешеходов, в том числе удобные и безопасные пути движения маломобильных групп населения.
4. В городском округе должны быть предусмотрены участки для постоянного хранения, временного хранения (парковки) и технического обслуживания легковых автомобилей всех категорий.
5. Рекомендуемые нормы расчета приобъектных стоянок автомобилей приведены в основной части настоящих нормативов.

Статья 37. Требования и рекомендации по установлению красных линий и линий отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений

1. Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городского округа "Город Архангельск".
Красные линии устанавливаются с учетом:
ширины улиц и дорог, которые определяются расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов;
состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений);
санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны.
За пределы красных линий в сторону улицы или площади не должны выступать здания и сооружения. Размещение крылец и консольных элементов зданий (балконов, козырьков, карнизов) за пределами красных линий не допускается.
2. В пределах красных линий допускается размещение конструктивных элементов дорожно-транспортных сооружений (опор путепроводов, лестничных и пандусных сходов подземных пешеходных переходов, павильонов на остановочных пунктах городского общественного транспорта).
В исключительных случаях с учетом действующих особенностей участка (поперечных профилей и режимов градостроительной деятельности) в пределах красных линий допускается размещение:
1) объектов транспортной инфраструктуры (временные парковки легкового транспорта, площадки отстоя и кольцевания общественного транспорта, разворотные площадки, площадки для размещения диспетчерских пунктов);
2) отдельных нестационарных объектов для попутного обслуживания пешеходов (мелкорозничная торговля и бытовое обслуживание).
3. Линии регулирования застройки - линии, определяющие места допустимого размещения зданий, строений, сооружений. Указанные линии устанавливаются с учетом сложившегося использования земельных участков и территорий санитарно-защитных и охранных зон.
4. Для территорий, подлежащих застройке, документацией по планировке территории устанавливаются линии регулирования застройки - границы застройки, устанавливаемые при размещении зданий, строений, сооружений, с отступом от красных линий или от границ земельного участка.
5. Жилые здания с квартирами на первых этажах следует располагать с отступом от красных линий:
1) от многоквартирных многоэтажных (от 9 этажей и выше) и среднеэтажных (до 8 этажей) жилых домов до красных линий - не менее 3 м при условии обеспечения противопожарной защиты;
2) от индивидуальных домов, домов блокированного типа до красных линий улиц - не менее 5 м, от красной линии проездов - не менее 3 м, расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов - не менее 5 м. Садовый дом должен отстоять от красной линии проездов не менее чем на 3 м. При этом между домами, расположенными на противоположных сторонах проезда, должны быть учтены противопожарные расстояния;
3) от зданий и сооружений в промышленных зонах - не менее 3 м.
6. Указанные расстояния измеряются от наружной стены здания в уровне цоколя. Декоративные элементы, а также лестницы, приборы освещения, камеры слежения, выступающие за плоскость фасада не более 0,6 метра, не учитываются.
7. В районах усадебной застройки жилые дома могут размещаться по красной линии улиц в жилой застройке, если это предусмотрено градостроительной документацией.
8. Минимальные расстояния в метрах от стен зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживания до красных линий следует принимать не менее показателей, приведенных в таблице 25.

Таблица 23. Минимальные расстояния от стен зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживания до красных линий

Здания (земельные участки) учреждений и предприятий обслуживания
Минимальные расстояния (м)
до красной линии
до стен жилых домов
до зданий общеобразовательных школ, детских дошкольных и лечебных учреждений
городской населенный пункт
Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы (от стены здания)
25
в соответствии с техническими регламентами
Учреждения здравоохранения:
больничные корпуса
30
поликлиники
15
Пожарные депо
10

Приемные пункты вторичного сырья

20
50
Кладбища традиционного захоронения и крематории
6
при площади до 40 га - 300
Кладбища для погребения после кремации
50

Глава 12. ЗОНЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья 38. Особо охраняемые природные территории

1. В состав зон особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
2. При разработке генерального плана и документации по планировке территории городского округа "Город Архангельск" учитываются все особо охраняемые природные территории, земли природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения и особо ценные земли на территории городского округа "Город Архангельск".
3. Категории, виды особо охраняемых природных территорий, а также режимы особой охраны определяются в соответствии с требованиями федерального законодательства, а также правовых актов Архангельской области.

Статья 39. Охрана объектов культурного наследия

1. Категории земель историко-культурного назначения и режимы их использования определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
2. Регулирование деятельности на землях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) осуществляется в соответствии с требованиями федерального законодательства, правовых актов Архангельской области и нормативных правовых актов городского округа "Город Архангельск".
3. При подготовке генерального плана городского округа "Город Архангельск" и документации по планировке территории городского округа "Город Архангельск" следует учитывать требования законодательства об охране и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия).
Документация по планировке территорий не должна предусматривать снос, перемещение или другие изменения состояния объектов культурного наследия. Изменение состояния объектов допускается в соответствии с действующим законодательством в исключительных случаях.
4. Расстояния от объектов культурного наследия до транспортных и инженерных коммуникаций следует принимать:
до сетей водопровода, канализации и теплоснабжения (кроме разводящих) - не менее 10 м;
до других подземных инженерных сетей - не менее 5 м.
В условиях реконструкции указанные расстояния до инженерных сетей допускается сокращать, но принимать:
до водонесущих сетей - не менее 5 м;
до неводонесущих сетей - не менее 2 м.
При этом необходимо обеспечивать проведение специальных технических мероприятий по сохранности объектов культурного наследия при производстве строительных работ.

Статья 40. Зоны специального назначения

1. В состав зон специального назначения городского округа "Город Архангельск" могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, объектами размещения отходов производства и потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
2. Для предприятий, производств и объектов, расположенных в зоне специального назначения, в зависимости от мощности, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ и других вредных физических факторов в соответствии с санитарной классификацией устанавливаются санитарно-защитные зоны.
3. Размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства, СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и настоящих нормативов.
4. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей города, но не может превышать 40 га. При этом также учитывается перспективный рост численности населения, коэффициент смертности, наличие действующих объектов похоронного обслуживания, принятая схема и способы захоронения, вероисповедания, норм земельного участка на одно захоронение.
5. Не допускается осуществлять новые погребения некремированных останков на сохраняемых в застройке, реконструируемых, реставрируемых кладбищах в случаях отсутствия вокруг них санитарно-защитных зон. Санитарно-защитная зона планируемого к размещению кладбища должна быть не менее 300 м.
6. Полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов; они должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
При отводе земельного участка определяется срок эксплуатации полигона и мероприятия по возвращению данной территории в состояние, пригодное для хозяйственного использования (рекультивация).
7. Для сбора, хранения и утилизации снежно-ледяных отложений с территории городского округа "Город Архангельск", в том числе загрязненного снега с дорог, искусственных сооружений (мостов, эстакад, путепроводов), следует предусматривать специализированные сооружения - снегоприемные пункты. Снегоприемные пункты могут быть в виде "сухих" снежных свалок и снегоплавильных шахт, подключенных к системе канализации.
8. Допускается использование территории снегосвалки в летнее время для организации стоянки автотранспорта и иных целей.

Глава 13. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Статья 41. Рациональное использование природных ресурсов

1. Изъятие под застройку земель лесного фонда допускается в исключительных случаях в соответствии с требованиями Земельного и Лесного кодексов Российской Федерации, федерального законодательства.
2. Для промышленных объектов, производств и сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливаются санитарно-защитные зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и настоящих нормативов.

Статья 42. Охрана атмосферного воздуха

1. При проектировании застройки, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, должна быть произведена оценка состояния и разработан прогноз изменения качества атмосферного воздуха путем расчета уровня загрязнения атмосферы от всех источников загрязнения (промышленных, транспортных и других), принимая во внимание аэроклиматические и геоморфологические условия, ожидаемые загрязнения атмосферного воздуха с учетом существующих и планируемых объектов, предельно допустимые концентрации или ориентировочные безопасные уровни воздействия для каждого из загрязняющих веществ; также должны быть разработаны предупредительные действия по исключению загрязнения атмосферы, включая неорганизованные выбросы и вторичные источники.
2. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе на территории города принимаются в соответствии с требованиями ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест", ГН 2.1.6.2309-07 "Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха".
3. Жилые зоны не следует размещать с подветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к источникам загрязнения атмосферного воздуха.

Статья 43. Охрана водных объектов

1. Качество воды водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, рекреационного водопользования и расположенных в границах городского округа "Город Архангельск", должно соответствовать санитарным и гигиеническим нормативам.
2. В целях поддержания благоприятного гидрологического режима, улучшения санитарного состояния, рационального использования водных ресурсов рек и озер устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы. Регламент водоохранных зон, прибрежных защитных полос устанавливается в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Статья 44. Охрана почв

1. Требования по охране почв предъявляются к жилым, рекреационным зонам, зонам санитарной охраны водоемов и водотоков, территориям сельскохозяйственного назначения и другим территориям, где возможно влияние загрязненных почв на здоровье человека и условия проживания.
2. Мероприятия по охране почв предусматривают введение специальных режимов их использования, изменение целевого назначения и рекультивацию почв.

Статья 45. Защита от шума и вибрации

1. Планировку и застройку жилых зон города следует осуществлять с учетом обеспечения допустимых уровней шума. Меры по защите от акустического загрязнения следует предусматривать на всех стадиях проектирования в соответствии с требованиями СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки".
2. Территории нового строительства и реконструкции должны оцениваться с учетом параметров вибрации.

Глава 14. ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ТЕРРИТОРИИ

Статья 46. Общие требования

1. Принятие градостроительных решений должно основываться на результатах анализа инженерно-геологической обстановки. Необходимо обеспечивать соблюдение расчетного гидрогеологического режима грунтов оснований, а также предотвращение развития эрозионных и других физико-геологических процессов, приводящих к нежелательному изменению природных условий и недопустимым нарушениям осваиваемой территории.
2. При планировке и застройке города следует предусматривать инженерную защиту от действующих факторов природного риска в соответствии с действующими нормативными документами.
3. Сооружения и мероприятия по защите от опасных геологических процессов должны выполняться в соответствии с требованиями СП 116.13330.2012 "Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 22-02-2003".

Статья 47. Сооружения и мероприятия для защиты от подтопления

1. В целях обеспечения инженерной защиты территории от подтопления следует предусматривать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение подтопления территорий.
2. Защита от подтопления должна включать:
1) защиту населения от опасных явлений, связанных с пропуском паводковых вод в весенне-осенний период, при половодье;
2) локальную защиту зданий, сооружений, грунтов оснований и защиту застроенной территории в целом;
3) водоотведение;
4) утилизацию (при необходимости очистки) дренажных вод.
3. Система инженерной защиты от подтопления является территориально единой, объединяющей все локальные системы отдельных участков и объектов. При этом она должна быть увязана с генеральным планом городского округа "Город Архангельск" и документацией по планировке территории.

Глава 15. РАЗМЕЩЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ

Статья 48. Зоны инженерной инфраструктуры

1. Инженерные сети следует размещать преимущественно в пределах поперечных профилей улиц и дорог: под тротуарами или разделительными полосами - инженерные сети в коллекторах, каналах или тоннелях, в разделительных полосах - тепловые сети, водопровод, газопровод, хозяйственную и дождевую канализацию.
На полосе между красной линией и линией застройки следует размещать газовые сети низкого давления и кабельные сети (силовые, связи, сигнализации и диспетчеризации).
2. При реконструкции проезжих частей улиц и дорог с устройством дорожных капитальных покрытий, под которыми расположены подземные инженерные сети, следует предусматривать вынос этих сетей на разделительные полосы и под тротуары. При соответствующем обосновании допускается под проезжими частями улиц сохранение существующих, а также прокладка в каналах новых сетей. На существующих улицах, не имеющих разделительных полос, допускается размещение новых инженерных сетей под проезжей частью при условии размещения их в каналах; при технической необходимости допускается прокладка газопровода под проезжими частями улиц.

Глава 16. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И ТРЕБОВАНИЯ К МЕРОПРИЯТИЯМ
ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

Статья 49. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций

1. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций должны учитываться при:
1) подготовке генерального плана городского округа "Город Архангельск";
2) разработке документации по планировке территории (проектов планировки, проектов межевания территории);
3) разработке материалов, обосновывающих строительство (технико-экономического обоснования, технико-экономических расчетов), а также проектной документации на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства.
2. Территории, расположенные на участках, подверженных негативному влиянию вод, должны быть обеспечены защитными гидротехническими сооружениями.
3. К рекам и водоемам, которые могут быть использованы для целей пожаротушения, следует устраивать подъезды для забора воды с площадками размером не менее 12 м x 12 м.
Места расположения и количество подъездов принимается по согласованию с органами государственного пожарного надзора из расчета обеспечения расхода воды на наружное пожаротушение объектов, расположенных в радиусе не более 200 м от водоема.
При разработке генерального плана городского округа "Город Архангельск", а также документации по планировке территории городского округа "Город Архангельск" необходимо резервировать территорию под размещение пожарных депо с учетом перспективы развития города в размере необходимой площади земельного участка. Площадь земельных участков в зависимости от типа пожарного депо определяется техническим заданием на проектирование.
4. Размещение пожарных депо следует осуществлять в соответствии с действующим законодательством.

Глава 17. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЫХ ОБЪЕКТОВ, ОБЪЕКТОВ
СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И МАЛОМОБИЛЬНЫХ
ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Статья 50. Основные положения

1. При планировке и застройке городского округа "Город Архангельск" необходимо обеспечивать доступность жилых объектов, объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения.
При проектировании и реконструкции жилых, общественных и промышленных зданий следует предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения, в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012, СП 35-101-2001, СП 35-102-2001, СП 31-102-99, СП 35-103-2001, ВСН 62-91*, РДС 35-201-99.
2. Перечень объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, расчетное число и категория инвалидов, а также группа мобильности групп населения устанавливаются заданием на проектирование.".


------------------------------------------------------------------